НОВОСИБИРСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Главная > Новости > Проект закона “О запрете склонения к искусственному прерыванию беременности” и пояснительная записка к нему. (30.07.24)

Проект закона “О запрете склонения к искусственному прерыванию беременности” и пояснительная записка к нему. (30.07.24)

Проект

ЗАКОН
_________ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в Закон _______ области от __ № ___ «Об административной ответственности в _____ области» (в части установления административного наказания за склонение к искусственному прерыванию беременности)

Статья 1

Внести в Закон _____ области от ___ № ____ «Об административной ответственности в _____ области» (сведения о публикации, изменения от …) следующие изменения:

1. Дополнить статьей ___ следующего содержания:

«Статья 3.16. Склонение к искусственному прерыванию беременности

Склонение беременной женщины к искусственному прерыванию беременности на территории ________ области, выразившееся в совершении действий с целью понуждения беременной женщины к искусственному прерыванию беременности путем уговоров, предложений, подкупа, обмана, выдвижения требований,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на иностранных граждан – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечание.

Административное правонарушение считается совершенным вне зависимости от того, было ли произведено искусственное прерывание беременности.

Склонением к искусственному прерыванию беременности не является информирование врачом беременной женщины (или иного лица, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на подписание информированного добровольного согласия на проведение медицинского вмешательства по искусственному прерыванию беременности), а также лица, которому в соответствии с законодательством о защите врачебной тайны могут быть переданы сведения о состоянии здоровья беременной женщины, о наличии медицинских показаний к искусственному прерыванию беременности, включенных в перечень, определяемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством об охране здоровья граждан.»;

2. Настоящим пунктом в закон вносятся изменения, определяющие подведомственность административных дел о склонении к аборту, редакция пункта уточняется после принятия соответствующих решений в субъекте РФ.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Губернатор _______ области

Пояснительная записка к проекту Закона _______ области «О внесении изменений в Закон _______ области от _____ № _____ «Об административной ответственности в _____ области» (в части установления административного наказания за склонение к искусственному прерыванию беременности)

Настоящий Закон разработан пакетом к Закону ______ области «О защите беременных женщин от склонения к искусственному прерыванию беременности на территории ______ области» и устанавливает административную ответственность за склонение беременной женщины к искусственному прерыванию беременности, понятие и критерии которых установлены в Законе ______ области «О защите беременных женщин от склонения к искусственному прерыванию беременности на территории ________ области».

По данным Организации объединенных наций, Россия является мировым лидером по количеству абортов: на 1 тысячу женщин приходится 53,7 аборта, 5 из 10 беременностей заканчиваются искусственным прерыванием беременности.

За 30 лет, с 1991 по 2021 год, по данным Росстата, на территории РФ было сделано 50 миллионов 695 тысяч 680 абортов, и это без учета абортов, произведенных в частных клиниках.

Часть 1 статьи 38 Конституции РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ч.1 ст.52 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.

Часть 1 статьи 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ устанавливает, что каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Вместе с тем, в настоящее время в законодательстве отсутствуют правовые механизмы защиты беременной женщины, находящейся в уязвимом состоянии беременности, от агрессивного репродуктивного давления, направленного на понуждение сделать аборт.

Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г.  № 4356-р) ставит одной из целей снижение количества абортов, повышение уровня репродуктивной культуры населения.

Стратегия национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») определяет в качестве одной из основных целей сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. Установлены цели повышения рождаемости (п.30), безусловной реализации на всей территории страны конституционных прав и гарантий в сферах здравоохранения (п.31), устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина (п.32).

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года») называет прерывание беременности одним из факторов, негативно влияющих на здоровье женщин. 

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года указывает на необходимость достижения роста рождаемости, признает высокое число абортов одной из причин низкого уровня рождаемости. 

Отечественная наука никогда не утверждала, что аборт является безопасным вмешательством, напротив, осложнения после искусственного прерывания беременности подробно описаны:

«Во время и после прерывания беременности в ранние и поздние сроки могут возникнуть следующие осложнения: внутрибрюшное кровотечение, обусловленное перфорацией матки, иногда с ранением сосудистого пучка; кровотечения из матки; воспалительные заболевания органов малого таза; нарушение менструального цикла; бесплодие» (Учебник «Акушерство» под ред.академика РАМН Г.М.Савельевой, Москва, «Медицина», 2000, 816 с. С.640-641).

«Прерывание беременности на любом сроке может сопровождаться осложнениями, которые трудно предвидеть и избежать: воспалительными заболеваниями, бесплодием, нарушением менструального цикла. Всем пациенткам, особенно нерожавшим, следует разъяснять вред аборта. Пациентки с резусотрицательной кровью должны знать, что прерывание первой беременности (аборт) может привести к выработке антирезус антител (резус-сенсибилизация) и в последующих беременностях — к рождению детей с гемолитической болезнью. После прерывания беременности у женщины с резус-отрицательной кровью необходима специфическая профилактика резус-сенсибилизации» (Акушерство : учебник/ Г. М. Савельева, Р. И. Шалина, Л. Г. Сичинава, О. Б. Панина, М. А. Курцер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАРМедиа, 2020. — 576 с.: ил. С.485).

«…искусственное прерывание беременности у нерожавших пациенток увеличивает риск развития осложнений последующих гестаций и родов, а также нарушение функции фетоплацентарной системы и состояния новорожденных. С целью ранней диагностики и своевременной коррекции нарушений развития плода, определения индивидуальной тактики ведения беременности и родов целесообразно относить этих пациенток к группе высокого риска перинатальных осложнений с проведением у них динамического исследования состояния фетоплацентарной системы даже при клинически неосложненном течении беременности» (В.А. Кулавский, Е.В. Кулавский, Т.Р. Вдовина. Перинатальные аспекты искусственного аборта у нерожавших женщин. Вестник РУДН, серия Медицина, 2009, № 7, 207-211).

«Большая часть пациенток, прервавших первую беременность, в последующем желают иметь детей в течение 2— 3 лет после аборта. Частота ранних, отсроченных и отдаленных осложнений после аборта, по данным научных исследований, колеблется в пределах 15—52%, при этом поздние осложнения, преимущественно более тяжелые, значительно превышают ранние (10—35% и 5—18% соответственно). Аборты часто являются причиной бесплодия, невынашивания и других осложнений беременности и родов, высоких показателей материнской и младенческой заболеваемости и смертности» (В.А. Кулавский, Е.В. Кулавский, Т.Р. Вдовина. Перинатальные аспекты искусственного аборта у нерожавших женщин. Вестник РУДН, серия Медицина, 2009, № 7, 207-211).

«Аборт, проведенный при первой беременности, является доминирующей причиной большинства последующих нарушений репродукции и осложнений беременности» (Л.Р. Токтар, М.К. Байкова, Е.В. Бивол, А.К. Оганесян, А.А. Лукаев. Влияние первого аборта на течение повторных беременностей и их исходов. Вестник РУДН, сер. Медицина. Акушерство и гинекология, 2010, № 6, 105-112).

«Аборт, особенно проведенный при первой беременности, является доминирующей причиной большинства последующих нарушений репродукции и осложнений беременности, если она развивается в воспаленном эндометрии. Доказано, что у 25% якобы репродуктивно здоровых женщин, пришедших на повторный аборт, выявляется хронический эндометрит. Хронический эндометрит как реализованный системный воспалительный ответ обусловливает инфертильность, дефекты имплантации, невынашивание, осложняет течение беременности и родов. Беременность, развивающаяся в условиях хронического эндометрита, если и не прерывается самопроизвольно, то протекает в неблагоприятных условиях аутоиммунной агрессии с формированием плацентарной недостаточности, задержки роста плода, увеличивая показатели перинатальной и материнской заболеваемости и смертности» (Л.Р. Токтар, М.К. Байкова, Е.В. Бивол, А.К. Оганесян, А.А. Лукаев. Влияние первого аборта на течение повторных беременностей и их исходов. Вестник РУДН, сер. Медицина. Акушерство и гинекология, 2010, № 6, 105-112).

«…подтверждено преимущественное развитие у женщин, перенесших аборт, плацентарной недостаточности, задержки роста плода и кесаревых сечений как следствие этих осложнений» (Л.Р. Токтар, М.К. Байкова, Е.В. Бивол, А.К. Оганесян, А.А. Лукаев. Влияние первого аборта на течение повторных беременностей и их исходов. Вестник РУДН, сер. Медицина. Акушерство и гинекология, 2010, № 6, 105-112).

«Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что искусственный аборт в анамнезе перед первыми родами:

  • в 2 и более раз увеличивает риск угрозы прерывания беременности, развития гестоза, перенашивания. Частота их возрастает, если между абортом и наступившей гестацией прошел 1 год и менее;
  • в 3,7 раза увеличивает риск развития хронической фетоплацентарной недостаточности, что приводит к уменьшению маточно-плацентарного и фетоплацентарного кровообращения, снижению артериального кровоснабжения плаценты и плода и, в конечном итоге, к подавлению компенсаторно-приспособительных возможностей системы мать-плацента-плод;
  • в 2,5 раза увеличивает риск рождения детей с признаками морфофункциональной незрелости, среди таких новорожденных в 2 раза чаще наблюдаются нарушения периода ранней постнатальной адаптации» (Беременность и роды у женщин после искусственного прерывания первой беременности и здоровье их младенцев. Т.С.Чередниченко, В.Е.Радзинский, С.М.Семятов. Вестник РУДН, сер.Медицина. Акушерство и гинекология, 2002, №1. 108-112).

Масштабные зарубежные также исследования показывают, что искусственное прерывание беременности в целом является фактором, разрушающим здоровье женщины и повышающим смертность среди женщин даже через несколько лет после его проведения.

Так, датские ученые Reardon D., Coleman P. В своем исследовании «Short and long term mortality rates associated with first pregnancy outcome: Population register based study for Denmark 1980–2004» («Зависимость краткосрочных и долгосрочных показателей смертности от исхода первой беременности. Статистическое исследование на материале данных датской системы учёта населения за 1980-2004 гг.») обнаружили, что смертность среди женщин, делавших аборты, намного выше, чем среди тех, кто не прерывал беременность.

Исследователи сопоставили государственную статистику родов и абортов и данные по смертности. Результаты этого исследования были опубликованы в медицинском журнале «Medical Science Monitor». Исследователи рассмотрели данные 463473 датчанок, у которых первая беременность была зарегистрирована в период с 1980 по 2004 г. Из них в указанный период скончалось 2238 человек. При оценке данных учитывались возраст и дата родов, а также медицинская история каждой из пациенток. Были рассмотрены только те случаи, в которых была видна взаимосвязь между смертностью и исходом самой первой беременности.

Было обнаружено, что у женщин, делавших аборты в первом триместре беременности, наблюдались значительно более высокие по сравнению с не прерывавшими беременность показатели смертности, причём на протяжении всего исследуемого периода, от полугода (84%) и вплоть до 10 лет (39%). Значительно выше оказалась смертность среди делавших аборт на поздних (после 12 недель) сроках, от 331% в первый год до 141% в течение 10 лет.

То есть показатели смертности у женщин, сделавших аборт на ранних сроках почти в два раза выше, а у тех, кто сделал аборт на поздних сроках – в четыре раза выше, чем у родивших.

Таким образом, искусственное прерывание беременности, особенно совершенное под принуждением, является физически и психологически травмирующим, опасным медицинским вмешательством, влекущим за собой ухудшение здоровья и качества жизни женщины.

Согласно п. ж.1) и п. к) ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства и административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

До принятия соответствующих федеральных законов о защите беременной женщины от склонения к искусственному прерыванию беременности _________ область, реализуя имеющиеся полномочия, устанавливает запрет на склонение беременной женщины к искусственному прерыванию беременности и административную ответственность за его нарушение.

Финансово-экономическое обоснование к проекту Закона ______ области «О внесении изменений в Закон _______ области от _______ № ______ «Об административной ответственности в ______ области» (в части установления административного наказания за склонение к искусственному прерыванию беременности)

Принятие Закона _______ области «О внесении изменений в Закон _______ области от ________ № ______ «Об административной ответственности в ________ области» (в части установления административного наказания за склонение к искусственному прерыванию беременности) не потребует дополнительных затрат из средств бюджета _________ области.

Вернуться к новостям