Жизненный путь первого настоятеля Серафимо-Турнаевского храма Новосибирской области священника Александра Злобина (+ январь 1930).
В 18 километрах от города Болотное Новосибирской области находится село Турнаево. В центре села была построена однопрестольная деревянная церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Строительство храма началось через 9 лет после прославления преподобного Серафима Саровского – в 1912 году. Основные средства на строительство храма – около 12 тыс рублей собрали крестьяне с. Турнаево и окрестных деревень, 4 тыс. рублей было выделено Священным Синодом, было и пожертвование от купца Блинова. Церковь строилась артелью плотников из Перми в составе из 45 человек. Рубка брёвен «в лапу», одного диаметра, создаёт чёткий рисунок сруба, так называемый восьмерик на четверике. Камень на фундамент и цоколь были привезены из Искитимского района, где находились каменные (известняковые) карьеры, лесной материал из приобских сосновых брёвен – со станции Тайга, Великого Сибирского железнодорожного пути. Храм венчают семь куполов и крестов. В былые времена звон колоколов был слышен за много вёрст. Верхняя отметка – 29 метров, основной шатёр – 20 метров. Композиция и декор храма характерны для конца 19 века. В благоукрашении храма активно участвовали томские купцы, кузнецкие промышленники, алтайские предприниматели. Большой вклад внесла томская купчиха Александра Терпигорова. Она действовала по завещанию своей матушки Варвары, которая была духовной дочерью старца Феодора Томского. По воспоминанию старожилов, церковь была огорожена деревянной резной оградой. Церковь как бы парит в воздухе. По архитектуре храм напоминает знаменитые церкви острова Кижи. Храм был построен всего за два строительных сезона и освящён в сентябре 1914 года. Первым священником был о. Александр (Александр Александрович Злобин),
Александр Александрович Злобин родился в 1875 году в Оренбурге в семье священника. Окончил гимназию в 1891 году. Служил на железнодорожной станции Оренбурга (1891-1893 гг.), построенной в 1877 году. Начало службы совпало с распоряжением императора Александра III от 1891 года о строительстве Транссибирской магистрали – железной дороги, связывающей европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Дорога строилась быстро: в 1892 году завершено строительство участка Самара-Челябинск, в 1894 году – Челябинск-Омск. Таким образом, и Москва, и Оренбург, уже связанные железной дорогой с Самарой, получили связь и с этими городами. Александр Злобин, работая на станции Оренбурга, знал обо всем этом и принял в 1894 году решение переехать в Омск. Он поступил в механическое техническое училище Омска. По окончании училища в 1897 году Александр стал служить на железнодорожной станции Омска. Будучи искренне верующим человеком, регулярно посещал церковные службы и, обладая сильным и красивым голосом – басом, пел в хоре. В храме однажды познакомился и со своей будущей женой Анной Ивановной Сатирской. Анна Ивановна родилась в 1878 году в семье священника Иоанна Серапионовича Сатирского в селе Пашигрево Нижегородской губернии. В 1897 году Александр Злобин и Анна Сатирская обвенчались. В 1900 году у них родилась дочь Александра. В 1906 году Злобин заочно окончил Омское техническое железнодорожное училище и получил назначение на должность начальника железнодорожной станции Юрга и куратора участка Западно-Сибирской железной дороги со станциями (восточнее станции Обь, сейчас Новосибирск), Болотная, Юрга, Тутальская, Литвиново, Тайга. В 1912-1914 гг. Александр Злобин принял активное участие в строительстве храма в селе Турнаево (в 19 км к северу от села Болотное). Он обеспечивал поставки строительных материалов по железной дороге. Лес поставлялся со станции Тайга, а бутовый камень из деревни Черноречка. Были отдельные поставки леса из Пермского края. Так закладывались основы первого деревянного храма в Сибири, получившего название Сибирские Кижи. К этому времени относится знакомство со святителем Макарием (Невским), в то время архиепископом Томским, который был духовным руководителем строительства храма. Владыка Макарий, узнав, что Александр Злобин является сыном священника, верующим христианином, знающим и Священное Писание, обладает замечательным голосом, любит духовную музыку и поет в церковном хоре, посоветовал ему в 1912 году поступить в Томскую духовную семинарию на заочное обучение, которую он успешно окончил в 1914 году, в год окончания строительства храма. По благословлению своего духовника святителя Макария, уже митрополита Московского и Коломенского, он в этом же году принял священный сан и стал первым настоятелем Серафимо-Турнаевского храма. В Турнаево он прослужил до 1926 года. Впоследствии, по благословению церковного начальства, отец Александр несет послушание по настоятельству и в других храмах Томской епархии: сначала храма Сретения Господня (село Семилужки, 20 км от Томска), потом храма Спаса Нерукотворного Образа (село Спасское, ныне Коларово, 10 км от Томска).
В 1914 году Злобины взяли к себе в семью десятилетнюю девочку Веру из многодетной и бедной крестьянской семьи из села Турнаево, проживавшую в семье Злобиных до 1926 года, а потом в семье дочери Злобиных Александры в Томске до 1935 года. Она обладала великолепной памятью и позже многое поведала о жизни отца Александра внучке Злобиных Соне (Писаревой Софье Владимировне).
В конце 20-х годов отец Александр Злобин серьезно заболел тяжелой болезнью легких – гнойным плевритом. Около одного месяца лежал он в Томской больнице. Знаменитый томский хирург профессор Л.И. Покрышкин не один раз делал ему операции по откачке гноя, но болезнь не сдавалась. После операции отец Александр жил у дочери. Чуть окрепнув, вернулся в храм села Спасское Томской области.
Конец 20-х гг. характеризуется новым усилением репрессивной политики советского государства по отношению к Церкви в период коллективизации, объявлением всех религиозных общин контрреволюционными организациями, массовым закрытием церквей, разрушением храмов. Компания по террору духовенства усилилась. Власти села встретили отца Александра Злобина (1929 год) требованием отправиться на лесозаготовки. Отец Александр отказался из-за ухудшения здоровья после операции. Потребовали медицинскую справку. Но профессор Покрышкин из-за страха отказался дать заключение о нетрудоспособности отца Александра, и его все же отправили на лесозаготовки в Томскую тайгу. Но вскоре у отца Александра началось обострение заболевания, и он был вынужден уехать в Томск. В Спасском обнаружили отсутствие Злобина на работе, сообщили в Томск, и он был арестован. Сидел в тюрьме за Томском, попав почти сразу же в тюремную больницу. В тюремной больнице А.А. Злобина навещали его дочь Александра, жена Анна Ивановна и воспитанница Злобиных Вера, часто брали с собой внука Лёню. В первый раз, когда они увидели батюшку, он лежал на общих нарах и там же ему откачивали гной. Родственникам удалось выпросить для него отдельную кровать, привезли матрац и постельное белье. С помощью заключенных, вымыли его, переодели, положили на чистую кровать. Дочь и жена навещали Александра Злобина часто, но ему с каждым днем становилось хуже. В один из приездов дочери с Верой (январь 1930 года) им сообщили, что он умер и увезен в ледник. С трудом пустили только одну дочь, а потом и Веру; там они и нашли тело отца Александра – в леднике. Анна Ивановна поехала утром вместе с зятем Владимиром Александровичем Мышкиным в Вознесенскую церковь на Вознесенском кладбище Томска и договорились об отпевании. Владимир Александрович нанял у кого-то лошадь, и в тот же вечер тело отца Александра Злобина в гробу привезли в Вознесенскую церковь; ночевали там, а утром его отпевали. Похороны состоялись в 11 часов утра в один из январских дней 1930 года на Вознесенском кладбище. Родные регулярно, живя в Томске до 1937 года, посещали могилку батюшки. Сейчас этого сделать уже нельзя: в 1951 году Вознесенское кладбище было уничтожено, началось промышленное строительство.
Вот так окончился жизненный путь железнодорожника – первого начальника станции Юрга и священнослужителя – первого настоятеля Серафимо-Турнаевского храма Новосибирской области Александра Александровича Злобина.
Источник: Леонид Мышкин, София Писарева. Жизненный путь священника Александра Злобина
Живоносный Источник №1 (13) 2018 год