НОВОСИБИРСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Главная > Архив > Видео > В Новосибирске состоялась премьера оперы “Царь” (27.11.18)

27 ноября в Новосибирском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы “Царь”.

Проект создан по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Постановка является продолжением совместного проекта Новосибирской Епархии и арт-холдинга “Святой мир” «История государства Российского в симфонических картинах», который осуществляется уже на протяжении 13 лет. В основу либретто, написанного композитором Ираидой Сальниковой, легли дневники Николая II и его семьи, а также лирика поэтов “Серебряного века”: Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Александра Блока, Сергея Есенина и др. В семи сценах оперы показаны основные вехи жизни Царской семьи и исторические события начала XX века: венчание на Царство, Первая мировая война, Революция, изгнание и расстрел, прославление в лике святых.
Источник: Новосибирская митрополия

Андрей Лесовичсенко, доктор культурологии, профессор кафедры народно-художественной культуры и музыкального образования НГПУ

Алексей Пронин, директор Исторического парка “Россия – моя история” в Новосибирске

 

29 июля 2018 года в Новосибирске состоялось светомузыкальное представление оперы «Царь» на стенах Троице-Владимирского собора.

фотографии со светомузыкального представление оперы «Царь»

27 ноября президент международного форума славянской культуры «Золотой витязь» Никола Бурляев вручил Ираиде Сальниковой главный приз фестиваля 2018 года. 


Ираида Петровна удостоена награды международного форума славянской культуры «Золотой витязь» за создание трёх произведений из цикла «История государства Российского в симфонических картинах»:
«Заступник земли Русской», посвящённой 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского,
«Святой Владимир – креститель Руси», приуроченной 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира,
Оперы «Царь», написанной к памятной дате – 100-летию расстрела Царской семьи.

интервью с Ираидой Сальниковой:

Композитор Ираида Сальникова получила классическое музыкальное образование. После окончания музыкальной школы и училища поступила в Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки. Воцерковление Ираиды Петровны пришлось на начало девяностых годов. Как дипломированный музыкант, она получила благословение петь в церковном хоре, где приобрела опыт участия в богослужениях не только как певчая, но и как регент. Тогда же возник серьезный профессиональный интерес к церковно-певческому искусству. От небольших сочинений для хора, детских хоровых рождественских и пасхальных концертных песен Сальникова перешла к более масштабным музыкальным формам. Девять лет назад стала членом Союза композиторов России. Она автор симфонических и хоровых произведений.

– Ираида Петровна, начнем с главного – либретто оперы «Царь». Как оно составлялось? Может быть, в либретто есть воспоминания или письма, малоизвестные и примечательные в историческом и культурном плане?

– Жизнь и мученическая кончина последнего русского царя и его близких – тема очень непростая. Поэтому перед началом работы над оперой «Царь» для меня было важно получить благословение митрополита Тихона.

Работа над либретто оперы началась с изучения исторических документов, писем, дневников. Нужно было вчитаться в тексты богослужения, посвященного Царственным страстотерпцам. Почувствовать ту непростую атмосферу, в которой жила Россия.

Благодаря дневникам царевен времен Первой мировой войны открываются поразительные вещи. Оказывается, вся Царская Семья самым самоотверженным образом, что называется, работала для победы. Николай II многократно совершал поездки в действующую армию, в ставку. Да еще брал с собой и Наследника Цесаревича Алексея. А в 1915 году царь принимает на себя все бремя ответственности Верховного главнокомандующего. В Царском Селе его супруга Александра Федоровна и старшие дочери окончили курсы сестер милосердия и помогали выхаживать раненых. Трудно даже перечислить и описать тот объем работы, которую делали царь и его семья…

А какой искренностью, теплотой, добротой и нежностью проникнуты отношения этих людей друг к другу! Поэтому, наверное, не удивительно, что с самого начала войны многие дома и дворцы Царской Семьи приспосабливались под лазареты. Даже в Зимнем дворце открыли лазарет с современнейшим по тем временам рентгеновским оборудованием.

В опере «Царь» свидетелями трагических страниц в истории Отечества предстают русские поэты: Александр Блок, Марина Цветаева, Валентин Катаев, Максимилиан Волошин, Саша Черный, Сергей Бехтеев… А Николай Гумилев и Сергей Есенин даже становятся действующими лицами оперы (Гумилев после ранения находился на лечении в Царскосельском лазарете, а Есенин был санитаром). Через призму их стихотворений нам открывается то время и его герои.

Сюжет оперы ведет главных героев из последнего десятилетия XIX века через роковой 1918 год в вечность и… в наши дни, когда совершается прославление Царственных страстотерпцев. Когда возрождается православная вера, возникает и начинает крепнуть вера в Россию: «Да воскреснет Русь Святая молитвами Царственных страстотерпцев и новомучеников Российских!»

– Что оказалось самым сложным в написании оперы?

– Автор, как правило, сопереживает своим героям. Конечно, мне было трудно психологически, ведь на долю царя и его семьи выпало много всего: испытаний, лишений, предательства, непонимания, издевательства, клеветы и ненависти. Но для меня эта работа стала и радостью соприкосновения с судьбой поистине замечательных, святых людей, любящих Бога, друг друга и свое Отечество.

– Наверняка для работы над произведением нужна была духовная поддержка. Где и в чем вы ее искали?

– Да, конечно, духовная поддержка необходима. Я чувствовала благодатную помощь Царственных страстотерпцев. Большим подспорьем было благословение владыки Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского, его мудрые советы.

– Сегодня в обществе отношение к Николаю II как к исторической личности неоднозначное… Есть те, кто ищут изъяны и промахи, пытаются судить. Другие же видят в нем в первую очередь последнего русского императора и страстотерпца. Мешает ли подобное раздвоение творчеству? Каково ваше отношение к позиции порицателей?

– Когда я начинала работу, у меня в багаже тоже было кое-что негативное из советских времен. Однако изучение исторических материалов, документов, биографии царя и его семьи, поэзии современников той эпохи очень прояснило картину. Опираясь на эти данные, я обрела полную уверенность, что царь Николай II, его супруга Александра Федоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей – люди достойные и святые. Их осуждение сегодня, злобное к ним отношение и даже ненависть – явления прежде всего духовного порядка. И конечно, со стороны общества необходима серьезная оценка всего, что произошло со страной в XX веке.

– В одном из интервью вы сказали: «Непросто сочетать семейную жизнь, рождение и воспитание детей с творчеством, но с Божией помощью это получается». Кроме того, вы работаете в школе искусств. Между тем люди привыкли думать, что музыканты, писатели, творческие личности – это не обремененные заботами люди. Думаю, читателям было бы интересно узнать: как вы успеваете за всем? Где находите время? Может, есть какой-то секрет, которым вы готовы поделиться?

– Сегодня многие женщины вынуждены совмещать несколько работ, разных обязанностей. Сейчас такое время… Я профессиональный композитор, и творчество для меня радость. И в семье, слава Богу, есть взаимопонимание, уважение, любовь и поддержка друг друга. Поэтому и трудности, и испытания, и проблемы преодолевать гораздо легче.

Царственные страстотерпцы – образец единодушия, любви и гармонии. Если их доброе и чуткое отношение друг к другу спроецировать на современные семьи, на все общество, это очень поможет всем нам жить лучше.

 

Источник: Комсомольская правда