27 ноября в Новосибирском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы “Царь”.
Андрей Лесовичсенко, доктор культурологии, профессор кафедры народно-художественной культуры и музыкального образования НГПУ
Алексей Пронин, директор Исторического парка “Россия – моя история” в Новосибирске
29 июля 2018 года в Новосибирске состоялось светомузыкальное представление оперы «Царь» на стенах Троице-Владимирского собора.
фотографии со светомузыкального представление оперы «Царь»
27 ноября президент международного форума славянской культуры «Золотой витязь» Никола Бурляев вручил Ираиде Сальниковой главный приз фестиваля 2018 года.
интервью с Ираидой Сальниковой:
Композитор Ираида Сальникова получила классическое музыкальное образование. После окончания музыкальной школы и училища поступила в Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки. Воцерковление Ираиды Петровны пришлось на начало девяностых годов. Как дипломированный музыкант, она получила благословение петь в церковном хоре, где приобрела опыт участия в богослужениях не только как певчая, но и как регент. Тогда же возник серьезный профессиональный интерес к церковно-певческому искусству. От небольших сочинений для хора, детских хоровых рождественских и пасхальных концертных песен Сальникова перешла к более масштабным музыкальным формам. Девять лет назад стала членом Союза композиторов России. Она автор симфонических и хоровых произведений.
– Ираида Петровна, начнем с главного – либретто оперы «Царь». Как оно составлялось? Может быть, в либретто есть воспоминания или письма, малоизвестные и примечательные в историческом и культурном плане?
– Жизнь и мученическая кончина последнего русского царя и его близких – тема очень непростая. Поэтому перед началом работы над оперой «Царь» для меня было важно получить благословение митрополита Тихона.
Работа над либретто оперы началась с изучения исторических документов, писем, дневников. Нужно было вчитаться в тексты богослужения, посвященного Царственным страстотерпцам. Почувствовать ту непростую атмосферу, в которой жила Россия.
Благодаря дневникам царевен времен Первой мировой войны открываются поразительные вещи. Оказывается, вся Царская Семья самым самоотверженным образом, что называется, работала для победы. Николай II многократно совершал поездки в действующую армию, в ставку. Да еще брал с собой и Наследника Цесаревича Алексея. А в 1915 году царь принимает на себя все бремя ответственности Верховного главнокомандующего. В Царском Селе его супруга Александра Федоровна и старшие дочери окончили курсы сестер милосердия и помогали выхаживать раненых. Трудно даже перечислить и описать тот объем работы, которую делали царь и его семья…
А какой искренностью, теплотой, добротой и нежностью проникнуты отношения этих людей друг к другу! Поэтому, наверное, не удивительно, что с самого начала войны многие дома и дворцы Царской Семьи приспосабливались под лазареты. Даже в Зимнем дворце открыли лазарет с современнейшим по тем временам рентгеновским оборудованием.
В опере «Царь» свидетелями трагических страниц в истории Отечества предстают русские поэты: Александр Блок, Марина Цветаева, Валентин Катаев, Максимилиан Волошин, Саша Черный, Сергей Бехтеев… А Николай Гумилев и Сергей Есенин даже становятся действующими лицами оперы (Гумилев после ранения находился на лечении в Царскосельском лазарете, а Есенин был санитаром). Через призму их стихотворений нам открывается то время и его герои.
Сюжет оперы ведет главных героев из последнего десятилетия XIX века через роковой 1918 год в вечность и… в наши дни, когда совершается прославление Царственных страстотерпцев. Когда возрождается православная вера, возникает и начинает крепнуть вера в Россию: «Да воскреснет Русь Святая молитвами Царственных страстотерпцев и новомучеников Российских!»
– Что оказалось самым сложным в написании оперы?
– Автор, как правило, сопереживает своим героям. Конечно, мне было трудно психологически, ведь на долю царя и его семьи выпало много всего: испытаний, лишений, предательства, непонимания, издевательства, клеветы и ненависти. Но для меня эта работа стала и радостью соприкосновения с судьбой поистине замечательных, святых людей, любящих Бога, друг друга и свое Отечество.
– Наверняка для работы над произведением нужна была духовная поддержка. Где и в чем вы ее искали?
– Да, конечно, духовная поддержка необходима. Я чувствовала благодатную помощь Царственных страстотерпцев. Большим подспорьем было благословение владыки Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского, его мудрые советы.
– Сегодня в обществе отношение к Николаю II как к исторической личности неоднозначное… Есть те, кто ищут изъяны и промахи, пытаются судить. Другие же видят в нем в первую очередь последнего русского императора и страстотерпца. Мешает ли подобное раздвоение творчеству? Каково ваше отношение к позиции порицателей?
– Когда я начинала работу, у меня в багаже тоже было кое-что негативное из советских времен. Однако изучение исторических материалов, документов, биографии царя и его семьи, поэзии современников той эпохи очень прояснило картину. Опираясь на эти данные, я обрела полную уверенность, что царь Николай II, его супруга Александра Федоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей – люди достойные и святые. Их осуждение сегодня, злобное к ним отношение и даже ненависть – явления прежде всего духовного порядка. И конечно, со стороны общества необходима серьезная оценка всего, что произошло со страной в XX веке.
– В одном из интервью вы сказали: «Непросто сочетать семейную жизнь, рождение и воспитание детей с творчеством, но с Божией помощью это получается». Кроме того, вы работаете в школе искусств. Между тем люди привыкли думать, что музыканты, писатели, творческие личности – это не обремененные заботами люди. Думаю, читателям было бы интересно узнать: как вы успеваете за всем? Где находите время? Может, есть какой-то секрет, которым вы готовы поделиться?
– Сегодня многие женщины вынуждены совмещать несколько работ, разных обязанностей. Сейчас такое время… Я профессиональный композитор, и творчество для меня радость. И в семье, слава Богу, есть взаимопонимание, уважение, любовь и поддержка друг друга. Поэтому и трудности, и испытания, и проблемы преодолевать гораздо легче.
Царственные страстотерпцы – образец единодушия, любви и гармонии. Если их доброе и чуткое отношение друг к другу спроецировать на современные семьи, на все общество, это очень поможет всем нам жить лучше.
Источник: Комсомольская правда