НОВОСИБИРСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Главная > Архив > Вечное Слово > Протоиерей Владимир Вигилянский: «Месть»

Под местью мы часто понимаем ситуацию воздаяния злом за злом.  Папа часто воспитывает своего сыночка так: «Стукнули тебя – дай сдачи, будь мужчиной». Мы восхищались в детстве благородным Эдмоном Дантесом в «Графе Монте-Кристо», содержанием жизни которого стала месть. Неважно, что сам автор романа показывает всю пагубность чувства мести, не принесшего герою ни успокоения, ни удовлетворения, ни прекрасных плодов.

Принцип талиона (равное возмездие или более известное «око за око, зуб за зуб») существовал в законодательном праве многих цивилизаций. Классическая школа уголовного права, основанная на философских теориях наказания Канта и Гегеля, сохранила традиции талиона даже в европейских законодательствах до сегодняшнего дня.

Иисус Христос в Нагорной проповеди поразил Своей кажущейся парадоксальностью: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 38-39).

Вряд ли стоит распространять это, как говорят протестанты, «золотое правило этики» на уголовный кодекс – здесь говорится о необходимости прощать личных врагов.
Апостол Петр говорит в одном из посланий: «Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Петр. 3, 9).

Впрочем, Иоанн Златоуст, растолковывая Нагорную проповедь, говорит: «Законодатель предписал – око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным».

Однако мир вполне искренне считает по-другому: зло, воздаваемое злодею, является добром, а добро, воздаваемое злодею, является злом.
Все оттенки и нюансы этого центрального вопроса нравственной философии затронуты И. А. Ильиным в работе «О сопротивлении злу силою».

Но ХХ век дал совершенно новый подход к понятию мести, когда объектом агрессии становятся не вооруженные противники, а безоружные мирные жители.
Образцы этого человеконенавистнического варварства дали нам гитлеровские агрессоры – например, лагеря смерти, убийство заложников, 500-дневная блокада Ленинграда.

Но как назвать бомбардировки мирных городов англичанами и американцами в Германии и Японии, результатами которых стали массовые убийства сотен тысяч жителей?
Или беспощадные убийства тысяч мирных людей на востоке Украины, поддерживаемые «цивилизованными» европейцами, украинской интеллигенцией, нашими российскими оппозиционерами?

10968578_351730495015387_8990736094570904596_n10982487_351730571682046_9147609177915196071_n10931420_351730985015338_7563724178804896096_n

Источник