НОВОСИБИРСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Главная > Архив > Новости > Протоиерей Димитрий Полушин: «Духовно-нравственные основы государственной безопасности России» (04.01.16)

Вместо эпиграфа:
«Культура есть здравый смысл, ибо она — психическое здоровье.
Культура есть красота, ибо она — физическое здоровье.

Культура есть достоинство и совесть, ибо она — нравственное здоровье.
А еще культура — это верность отцу и матери, верность роду и отечеству,
это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие,
которые всегда вместе, ибо сострадание есть отвага души.
Значит, культура — это преданность всем своим истокам, словом,
она есть любовь, она — здоровье, она — верность.
…Подлинная культура тяготеет не столько к образованию, сколько оспитанию».
(эти слова принадлежат известному публицисту, Каварду Рашу,
кстати, курду по национальности, потомку курдских шейхов и священников)

Православная христианская вера пришла на Русь из греческой Византии не в пресловутом Х столетии, а значительно раньше. Тексты договоров 907 и 911 годов князя Олега (!) с Византией написаны на церковно-славянском (или как нелепо, но упорно называют его современные филологи «старо-славянский») языке. Государственным, письменным языком руссов стал язык, подаренный нам святыми братьями – Кириллом и Мефодием в 861-862г.г. Постепенно, но неотвратимо количество крещеных людей все увеличивалось в войске, командующем классе, в грамотных слоях в государственном аппарате.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, великий деятель Русской культуры заметил: «Я думаю, что с крещения Руси вообще можно начинать историю русской культуры… Говоря о тех огромных ценностях, которыми русский народ владеет, я не хочу сказать, что подобных ценностей нет у других народов, но ценности русской культуры своеобразны в том отношении, что их художественная сила лежит в тесной связи ее с нравственными ценностями. … Значение русской культуры определялось ее нравственной позицией в национальном вопросе, в ее мировоззренческих исканиях, в ее неудовлетворенности настоящим, в жгучих муках совести и поисках счастливого будущего, пусть иногда ложных, лицемерных, оправдывающих любые средства, но все же не терпящих самоуспокоенности». …«Религия либо занимает основное место в жизни человека, либо у него её нет вовсе. Нельзя верить в Бога „попутно“, „между прочим“, признавать Бога как постулат и вспоминать о нем только, когда спрашивают».
Духовенство принесло с собою книги Священного Писания и богослужебные книги на славянском языке. Киево-Печерский монастырь скоро стал центром древнерусской образованности. Помимо духовных поучений и житий, здесь зародилось и русское летописание. Нужно заметить, что в творениях древнерусских летописцев мы находим не только глубокое религиозное, но и широкое патриотическое настроение. Летописец Киевского периода, в эпоху политического раздробления русской земли на отдельные княжения, все же думает и пишет о Русской земле в ее целом; он призывает князей к дружной и согласованной защите русской земли против ее внешних врагов, призывает к прекращению внутренних раздоров и междоусобий, усматривая в них дело врага и соблазнителя рода человеческого — дьявола.
Православным иерархам принадлежало еще право «печалования», т.е. заступничества пред государями за лиц, несправедливо подвергавшихся преследованиям или наказаниям.
Православие привело к небывалому расцвету изобразительного искусства на Руси, выразившееся в отечественной иконописи. Православие пробудило в народе такие творческие силы, что стали возможны гениальные творения преподобного Андрея Рублева, признанные недосягаемой вершиной мировой культуры. Лучшие образцы русской иконописи бесспорно свидетельствуют об уникальном своеобразии, подлинной глубине и безусловности древнерусского духовного опыта.
Православие способствовало так же и развитию архитектуры. Отечественное зодчество создало выдающиеся образцы прекрасных произведений искусства. Православный храм являл собою дивный синтез искусств. Не только архитектура, иконопись, но и музыка представляли собой выдающиеся произведения искусства и духовного творчества. Сам образ Русской земли неразделимо слился со смиренной красотой православных церквушек. Скольким душам возвращали они умиротворение, чистоту и надежду. «Храм Божий на горе мелькнул и детски чистым чувством веры внезапно на душу пахнул», – писал Н.А.Некрасов. И не только он – вся русская поэзия и литература кровно и неразделимо связаны с православной традицией.
Вот строки великого Русского поэта Николая Рубцова, жившего, казалось бы, в самые атеистические времена:
В потемневших лучах горизонта
Я смотрю на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты небывалой досель…
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле…
– писал Рубцов еще в далеком и безбожном 1970 году…

Но Православие играло в русской культуре не только лишь «прикладную» роль. Оно оказало гораздо более важное значение. Дело в том, что Православие предполагает иную, по сравнению с Западом, модель взаимосвязи личности и общества, подчеркивая не антагонизм между ними, а гармонию. На религиозно-философском языке это выражается понятием соборности, под которым подразумевается коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни Мира и Церкви. В этом смысле соборность противопоставлялась авторитарности и индивидуальному мудрствованию с его рациональной, рассудочной ориентацией, что было характерно для западного христианства.
Соборность ориентировала человека на переживание, на движение сердца и эмоции, а не на рассудок, проявлялась в осязательности религиозных актов, их согласовании с обычаями, привычками и традициями. Православное понимание соборности нашло свое выражение в соединении понятий красоты, добра и мудрости в таком термине, как «благолепие», выражающем особенность православного миросозерцания.
Таким образом, наложившись на славянскую культурную среду, православие внесло в общественное и индивидуальное сознание русского народа идеи соборности и всеединства как гармонического синтеза всех духовных сил человека. Ему была присуща относительная веротерпимость, оно не знало инквизиции, крестовых походов и священных войн с «неверными» в отличие от западной ветви христианства.
Древняя, даже дохристианская, Русь сформировала свои критерии добра и зла, эти добродетели совместились и с христианским пониманием. Например, вот как описывает летопись павших в битве с монголами рязанских князьях в «Повести о разорении Рязани Батыем»: «Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту душевную и телесную соблюдали… А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. А отчизну свою от врагов безленостно оберегали». В этом возвышенном и поэтическом прославлении героев можно проследить и иерархию нравственных ценностей, и дань уважения к павшим и ясно видно указание на то, что Православие к XIII в. становится важной составляющей русской духовности.
Православие имело основополагающую роль и в русской политической культуре (как внешней, таки и внутренней). Так, например, во времена монгольского ига именно Православной церкви выпала на долю великая задача сохранения и укрепления русской народности и русской государственности. Самое сознание необходимости национального единства русского народа бы создано не полит-технологиями, а образуется на почве сознания единства религиозного. Само собирание Русских земель святым благоверным князем Димитрием Донским было вдохновляемо созданием св. преподобным Сергием Радонежским монастыря во Имя Святой Троицы. Вот она идея Русского Православного государства, русская идея в своем простоте и величии: «… так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).
…Сегодня наше государство, в попытке разрешить все более и более возрастающие проблемы, больше напирает на «законы» и «технологии» — юридические, экономические, управленческие, совершенно не думая всерьез о духовной основе государств, мало заботясь о нравственности и морали..
Подлинная мораль должна иметь не субъективные идеалы, формирующиеся исходя из сиюминутных потребностей, а те, которые связанны с Высшим Смыслом, корни и основания которой – религиозные. Без них мораль с необходимостью станет чисто светской, пустой, формальной, выродится в аморфные морализмы, т. е. часто ложные, светские праздники, обычаи, приличия, условности. А это в конечном итоге, без страха Божьего в душе, означает, что совсем не обязательно быть моральным по сути – важно лишь казаться таковым перед людьми. Без подлинно нравственного воспитания и «самовоспитания» в духе христианства и его моральных принципов Россия обречена.
А может быть не нужно «навязывать» современному обществу какие бы то ни было принципы и правила поведения? У нас же «рынок все отрегулирует»…
Но сегодня специалисты по педагогике отмечают тот удручающий факт, что с середины 90-х годов ХХ века в России учебные заведения всех уровней практически прекратили уделять внимания процессу воспитания, целиком сосредоточившись на проблемах образования. В итоге без систематизированного духовно-нравственного воспитания граждан в современном российском обществе произошло разрушением таких базовых понятий как «государственность», «служение», «ответственность», «совесть», «нравственность». Без восстановления этих понятий невозможно нормальное государственное служение. В XX в. место религиозного просвещения и воспитания было искусственно заменено на большевистскую идеологию, которая исчезла вместе с падением коммунистического режима. Таким образом, общество, в своём подавляющем большинстве, оказалось лишено системы духовно-нравственного воспитания.
Проблема смены приоритетов и искусственного навязывания понимания обучения как педагогического процесса лишь в образовательных целях при нивелировании или полном отказе от воспитания, как педагогического процесса в целях формирования личности человека, появилась потому, что отказ от старого, «большевицкого» воспитания произошел внезапно, а автоматического появления новой концепции воспитания не произошло. Очевидно, что педагогику, как и всю страну, решили перевести на либерально-рыночные отношения – возобладала идея о том, что главное – научить молодого человека, а затем «рынок все отрегулирует». В итоге подавляющее большинство государственных учреждений полностью перестали заниматься целенаправленной воспитательной работой. В итоге, молодежь оказалась в моральном вакууме, который быстро заполнился нравственными нечистотами. Такой подход уже сейчас приводит к катастрофическим результатам: молодое поколение (до 20 … 30 лет) совершенно лишено понятий о добре и зле, чести, совести и, размышляя в категориях «выгоды» и «целесообразности», в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно сформировать у себя потребность служения Отчеству.
Отчетливо видно, как в современном обществе, лишенном не только духовных, но даже и идеологических ориентиров, выросли поколения с ослабленным чувством морали и ответственности за свое поведение.
Несомненно, одной из главных причин деградации моральных и нравственных принципов в современном обществе является, вслед за забвением Бога современным обществом, дурно истолкованная внешняя т.н. «свобода». Ведь соблюдение нравственных норм накладывает на человека определенные ограничения, обязательства по сдерживанию как своих собственных недостатков и страстей, так и аморальности отдельных социальных групп и социальных систем, частью которых является личность.
Сегодня же нам усиленно навязывается современный «гуманизм», который строится на приоритете отдельной личности. Сразу хочу напомнить, что Христианство нисколько не умаляет значение личности, напротив — говорит об уникальности личности каждого человека, значение которой так высоко, как не может себе даже представить атеистическое сознание! – ведь мы говорим о том, что человек создан по образу и подобию Самого Бога. Но если приоритет развития отдельной личности трактуется как абсолютная ценность и ведет к полному освобождению этой личности от всяких моральных обязательств, то это ведет к гибели как самой личности, так и социума, составляемого такими «индивидуумами». Таким образом, пренебрежение духовным воспитанием повлекло за собой множество пороков современной жизни.
Таким образом, вопрос личной и общественной нравственности становится вопросом государственной безопасности. Безсовестный человек готов пойти на любое преступление против страны и людей ради собственной выгоды.
Современный православный психолог, Георгий Михайлов откровенно говорит: «Мужество неразрывно связано с великодушием, с потребностью человека поступать по совести, с ответственностью за других людей, с щедростью, верностью, чувством долга. И напротив – малодушием страдают именно те, кто ограничен умом, ненадежен, не верен слову, кто жаден, завистлив, способен предать, кто всегда готов заведомо идти против совести. …Современным психологам хорошо известно, как недостаток нравственности сказывается на состоянии человеческой души. Низкий уровень личности означает: мелочность и трусость, обидчивость и жадность, похотливость, ослабление воли, ограниченность ума. Малодушным свойственны короткие мысли, примитивные желания, низкие влечения. Потакание прихотям и капризам, угрожает им задержкой психического развития)… Горе малодушным! …Горе тем, кто не знает, не хочет знать и, соответственно, не исполняет закона нравственной жизни. Того закона, что предписан человеку Самим Творцом, закона, изложенного в Священном Писании, в вне христианства известного людям, как неписанный закон совести».
Конечно, можно вспомнить о пресловутой «светском характере» государственного устройства современной России. Но принцип светскости государства нельзя применять в качестве обоснования для вытеснения религии из всех сфер жизни народа, отстранение Церкви от участия в решении общественно значимых задач, лишение Церкви права давать оценку действиям властей. Принцип «светскости» предполагает лишь разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.
Современное общественное сознание слишком нетерпеливо и чрезвычайно поверхностно. Как писал известный церковный и общественный деятель, святитель Филарет Московский (Митрополит Московский, переводчик Библии на современный язык, этим переводом, называемым «Синодальный перевод», мы пользуемся до сих пор, тонкий ценитель слова, духовный писатель и публицист, современник А.С.Пушкина, вступавший с ним в стихотворную полемику), «многие предпочли бы построить государство не на основании благословения Божия, а на песке мнений, программ, технологий, а вслед за этим поддерживать существование такой конструкции бурями безконечных распрей и переворотов». Если не вырваться из порочного круга подобных идей, России не подняться никогда. «Что есть государство? – вопрошает нас святитель Филарет – …Оставив Бога, оно может быть на некоторое время оставлено самому себе, — по закону долготерпения, или в ожидании исправления, или в орудие наказания других, или до исполнения меры его беззаконий, — но вскоре поражается правосудием… Участь государств определяется вечным законом Истины, который положен в основание их бытия… Исторгните сердце из тела – что будет с телом? Исторгните истину Христову из человечества – с ним будет то же, что с телом без сердца, что с миром без солнца».
Об этом же напоминает нам и герб нашего государства — двухглавый орел. Вероятно, не все из нас сильны в геральдике и чаще верят безграмотным объяснениям журналистов… А ведь двухглавый орел — это удивительный образ единства («соборности») двух основ нашего государства — власти светской и власти духовной. И Царь (президент) и Патриарх одинаково трудятся на благо вверенного им народа и одинаково-же ответствуют перед Самим Богом (вот что означает третья корона, венчающая Невидимого).
При всем многообразии религий и наций, составляющих Российский народ, именно Православие явилось тем фундаментом, на котором было создано Российское государство. Федеральный закон российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» в своей преамбуле четко заявляет о культурообразующем значении Православия для России, признавая за ним «особую роль в истории России, в становлении её духовности и культуры
Вот, что писал митрополит С.-Петербургский Иоанн в своей книге «Русь соборная»: «Неудивительно, что именно соборность становиться одной из мишеней сатанинских сил, главным объектом нападок богоборцев и христоненавистников. Попытки извратить соборное начало человеческого бытия не прекращались на протяжении всей мировой истории. …В соответствии с двумя главными опорами, главными направлениями соборного единения – религиозным и светским… — сформировались и разрушительные технологии богоборцев, стремящихся уничтожить такое единство.
Вот слова великого Русского философа, И.Ильина: «Истинный патриотизм родится из духовной природы человека. …Человек вообще определяет свою жизнь тем, что находит себе любимый предмет… И вот …если этим предметом является духовная жизнь и духовное достояние своего народа – он становиться истинным патриотом. …Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность родины… потому, что она имеет объективную ценность перед лицом Божиим».
Как писал наш современник, митрополит Санкт-Петербугрский Иоанн (Снычев): «Кто на протяжении тысячи лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма? – Церковь Православная! Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных, освящая дело защиты отечества как личный религиозный долг…? Кто научил русского человека быть верным – без лести, мужественным – без жестокости, щедрым – без расточительства, стойким – без фанатизма, сильным – без гордости, милосердным – без тщеславия, ревностным – без гнева и злобы? – Церковь православная! Разве это католические прелаты набатом поднимали новгородское ополчение на брань с псами-рыцарями…? Разве это протестантские пасторы вдохновляли святую ревность донского героя князя Димитрия на поле Куликовом, где страшная сеча решала: быть или не быть Святой Руси? Разве мусульманские муллы удерживали нашу Отчизну от распада в лютую годину Смуты…? Разве это иудейские раввины с крестом в руках… поднимали в атаку преданные, смертельно уставшие роты под Мукденом и Порт-Артуром, спасая честь русскую от позора? Разве это кришнаиты и буддисты на протяжении тысячи лет ежедневно, сосредоточено, неспешно и благоговейно возносили ко Господу молитвы о «богохранимой» земле Русской, «властех и воинстве ея»…?
«Нашей главной задачей должно стать восстановление исторической преемственности русской жизни» – писал митрополит Иоанн. Необходимо признание самобытности Российского пути государственного строительства, отказ от неоправданных заимствований чужого (а подчас и — чуждого) опыта. Русский человек не принимает европейскую (и тем более – американскую) культуру не потому, что он ограничен, ленив и туп. Ведь и Европа не принимает Россию. Мы – другие. Различие между нашими культурами религиозно, духовно: «У нас совсем иные храмы, богослужение, отсюда – другое сердце, воображение, искренность, иная доброта, иная храбрость, семейный уклад, совсем другая литература, музыка, искусство, не такая наука, медицина, не такой суд, не такое отношение к преступлению, не такое чувство ранга, не такое отношение к героям, гениям и царям. – писал И.А.Ильин в своей статье «Против России» — Но при этом наша душа открыта для Западной культуры, мы ее видим, изучаем, знаем и если есть чему учиться, то учимся у нее».
Вот что писал знаменитый русский публицист Л.А.Тихомиров: «Всякий народ живет сообразно своим внутренним силам, сообразно своему духу, своему типу, и каждый для сознательного существования должен поэтому понять именно свою национальную идею. …Огромная сила России (увы, эти слова писал Л.А. Тихомиров более 100 лет назад…) обуславливается именно тем фактором, что содержание нашей национальной идеи непременно требует ее одухотворения самым высшим идеалом, какой только открыт человечеству. Отсюда так прискорбно отражается на нас всякое подражание духу других народов, ибо для нас оно дает понижение, а не повышение идеалов».
Любовь к Отечеству, патриотизм, подразумевает собой также и готовность защищать его, а не только паразитически пользоваться теми благами, которое оно дает своим гражданам. Война – это время страшных испытание народного духа. Война – это жизнь и смерть, война — это добро и зло, а ведь трудно найти более религиозные понятия! Недаром великий А.В.Суворов в своей «Науке побеждать» писал: «Неверующее войско учить – что перекаленное железо точить!»
Во все времена существования Православной Церкви она особое попечение имела о воинстве ещё и потому что, перед совестливым человеком, взявшим в руки оружие, всегда стоял вопрос о правомерности его применения. Уже в первых главах Евангелия мы слышим слова воинов, обращенные к св. Иоанну Предтече: «А нам что делать?…» (Лк., 3 гл., 14 стих). Особенно остро такие вопросы стоят сегодня, когда подавляющее большинство призывников, и особенно их родителей, испытывают вполне оправданный страх перед будущей воинской службой. Церковь, доподлинно знающая о том, что понятия войны и мира неразрывно связаны с понятиями добра и зла, а воинское служение рано или поздно поставит человека и перед вопросами жизни и смерти, может помочь воинам в их служении. Ведь стать полноценным воином можно только тогда, когда удастся ответить на эти мировоззренческие вопросы, которые, безусловно, носят религиозный характер. Да! — Существует особое воинское религиозное мировоззрение, выработанное народным сознанием опытным путем. Именно Православное воинское мировоззрение может ответить на вопросы о причинах появления в мире зла, справедливости и степени применения силы, становления и укрепления воинского духа, как остаться непричастным к злу при необходимости борьбы с ним, нравственного оправдания при ведении военных действий (реабилитация воина), что такое подвиг, героизм, честь…
Для внимательного, духовно чуткого человека даже сам чин таинства Православного Крещения носит воинский характер — здесь, уже в первых молитвах, крещаемый нарекается «новоизбранным воином Христа Бога нашего» и в ответ приносит присягу на верность Богу… Погружаясь в освященные воды человек омывается от прежней сущности своей, умирая для греха и рождаясь для новой, христианской, вечной, жизни. «И все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились… Мы погреблись с Ним в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых.. так и нам ходить во обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…» — читается послание апостола (Рим., 6, 5) и будущий воин видит образ подлинной непобедимости — безсмертия и вечной жизни… Совершается и чин «воинского пострига» — с головы новообращенного воина Христова состригается прядка волос, символизируя его посвящение Царю Небесному. Такой воинский постриг изревле совершался на Русскими воинами еще в их младенчестве. В образ это пострижения и запорожцы выбривали волосы, оставляя заветный «оселедец» и донские казаки постригаются так, чтобы из-под папахи виднелись чубы…
Так рождается новый человек: гражданин не только России, но и Царствия Небесного. Воин Христов, призванный не мирится с грехом или сдаваться ему, а бороться с грехами внутри себя, бороться с собой — за себя же…
Конечно, возможны возражения, основанные на утверждении о «многонациональности» и «многоконфессиональности» нашей страны. К тому же куда девать настырно навязываемый нам принцип превалирования «общечеловеческих ценностей»?! Давайте обратимся к данным переписи населения по Новосибирской области за 2014 г.:
Русских 88 %, Немцев 1,1 %, Татар 0,9 %, Украинцев 0,8 % … Цифры, что называется, говорят сами за себя…

А вот данные совсем недавнего (2008г.) исследования ВЦИОМ и религиозных предпочтениях жителей России: Православные – 73%, мусульмане – 6%, верующие в Бога безотносительно конкретной религиозной традиции – 3%, атеисты – 11%, остальные религии – 7%.
В Российской армии (согласно анонимному опросу 2007 г., проведенному отделами РЛС) картина еще более определенная: Православных – 83 % (!), мусульман – 8%, приверженцев всех остальных религиозных воззрений – 9%. Обратите внимание — Православных военнослужащих в войсках, в процентном отношении, значительно больше, чем в общегражданском населении (83 против 73). Интересно также и то, что, среди военнослужащих, в отличие от общегражданского населения, практически нет нерелигиозных людей (отсутствует категория «атеистов»).
Но, несмотря на столь красноречивые данные, вероятно, недостаточно просто констатировать количественное преимущество Русских и Православных, чтобы согласиться с тем, что при всем многообразии религий и наций, составляющих Российский народ, именно Русская Православная вера явилось тем фундаментом, на котором было создано Российское государство.
Да, у нас, действительно, много национальностей и вероисповеданий. Но именно в Православной Российской империи сохранялись все нации, вошедшие в её состав (чего, как известно не произошло, например, в Америке…). При этом они сохраняли свои религии и национально-культурную самобытность. Кстати, Государь делил своих подданных не по национальному признаку, а по вероисповедальному. И это делалось вовсе не от того, чтобы разделить — кто лучше, а кто хуже. Государь и терпимая к иноверцам Православная Церковь была той скрепой, на которой держалось единство России. Все знали, что каждый может молиться своим богам, а принадлежность к сильному государству была самостоятельной ценностью.
Вот слова Наталии Нарочницкой: «…большая ошибка — полагать, что для многонационального государства нужен атеистический, безнациональный стержень. Все развалится! Нужно бояться не тех, кто кладет кресты, а тех, кто их срывает. Только тот, кто ценит и любит свое наследие, способен с уважением относиться к таким же чувствам других. Очень трудно человеку, не знавшему материнства, понять слезы сына над гробом матери. Когда национальное чувство подавляют, оно деградирует в зоологическое чувство, этноцентризм, противопоставление «Я – не я», «свой – чужой».
Национальная творческая идея мобилизует энергетический потенциал народа на исторические свершения. Национальная идея задает цель существования нации, открывает смысл жизни народу, смысл, который выше будничных забот и борьбы за существование. Смысл, который соединяет с прошлым, оправдывает настоящее и открывает будущее. Национальная идея формулирует общее историческое назначение народа, мобилизуя инстинкты самосохранения нации и совершенствуя характер народа.

 

В своих официальных Посланиях Федеральному Собранию РФ, к губернаторам, мэрам городов, чиновникам, из года в год Президент страны В.В.Путин напрямую требует решать духовно-нравственные проблемы страны. Все те, к кому обращается Президент, внимательно его слушают, преданно кивают головами и хлопают в ладоши. На деле похоже, что получается как в старой присказке: «…а Васька слушает, да есть». Иногда складывается ощущение, что сегодняшняя реальная политика в сфере нравственности, культуры, воспитания являет пример даже не саботажа со стороны чиновников, а актами прямой государственной измены. Судите сами – вот слова Президента из 2х подряд Посланий Федеральному Собранию, за 2012 и 2013 года:
«…Глобальное развитие становится всё более неравномерным. …Кто вырвется вперёд, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от её внутренней энергии; как говорил Лев Гумилёв, от пассионарности… …Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. …
…Уже говорил об этом не раз, хочу вновь подчеркнуть. Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше и мы должны быть лучше в нравственности… …
Знаете, уважаемые коллеги, мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.
Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать. …Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а, прежде всего, пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России. …Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на решение актуальных общественных задач. … Я обращаюсь к главам республик в составе Российской Федерации, к губернаторам, мэрам крупных городов. Это прежде всего ваша задача.
…Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции.
…Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведёт за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлечённых идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии.
И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.
…Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию…»

В противовес усилиям главы государства по духовно-нравственному воспитанию граждан России, в настоящее время на территории Российской Федерации ведётся системная деятельность на подрыв национальной безопасности России путём информационно-психологического воздействия на личность.
Используются технологии информационного моделирования общества через воздействие на сознание человека путём культурного переформатирования. В конце концов конструируется общественное сознание для создания эффективного инструмента для достижения технологии «ненасильственного» захвата власти.
Подмена культурных кодов, уничтожение ценностного фундамента, рассеивание нравственно-психологического и духовного потенциала для сопротивления внешнему управлению.
«Буревестник революции», сатанист Максим Горький дал очень точное наименование тем, кто занимается этой деятельность — «инженеры человеческих душ». Я сам лично присутствовал на пресс-конфереции руководителей Центра современного искусства, которые откровенно сказали, что цель пропаганды современного искусства является (цитирую): «Сознание НОВОГО человека» (!) То есть, в настоящее время искусственно конструируется слабое, лишённое исторической памяти, управляемое извне общество, подверженное влиянию «революционной» социально-политической инженерии.
Методов осуществления этой технологии множество – от «перфомансов» и «инсталяций» до заполнения «медийного» пространства России информацией разрушительного воздействия, несущей угрозы психологической, эмоциональной, интеллектуальной безопасности населения.

Между тем, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность пресечения оборота информации, способной нанести вред нравственности и здоровью граждан: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.» (ст. 55 п.3 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993).

Кроме этого, в военной доктрине Российской Федерации (от 25 декабря 2014 года) прямо сказано:
«Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу (п.11).
Одной из основных внешних военных опасностей для России является использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, …направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств. (п.12).
Одной из основных внутренних военных опасностей для России является деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества (п.13).
Характерной чертой и особенностью современных военных конфликтов является комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций (п.15).
Одной из основных задач Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов является создание условий, обеспечивающих снижение риска использования информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий… направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности (п.2)».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (от 12 мая 2009 года) говорится о тех же проблемах:
«Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры (п.80).
Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость (п.81 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12.05.2009).
Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры …достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной … культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды…(п.84).».

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (от 9 сентября 2000 года) сказано:
«Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека … на использование информации в интересах … духовного и интеллектуального развития… .
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении .. в духовном обновлении России (п1).
Одним из видов угроз информационной безопасности Российской Федерации являются угрозы… в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности… могут являться:
а) противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
б) снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России…
в) манипулирование информацией… (п2).
К внешним источникам угроз информационной безопасности Российской Федерации относятся:
а) деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;

К внутренним источникам угроз информационной безопасности Российской Федерации относится снижение эффективности системы образования и воспитания (п3).
Наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляет использование зарубежными специальными службами средств массовой информации, действующих на территории Российской Федерации, для нанесения ущерба обороноспособности страны и безопасности государства, распространения дезинформации; (р II).
Многие вышеперечисленные угрозы основываются на открытом декларировании иностранными государствами своей деятельности против интересов России».

Если вы полагаете, что всё вышесказанное лишь паноноидальные «страшилки» пресловутой «Кремлевской пропаганды», то самое время обратиться к планам, отраженным в документах наших «заклятых друзей» …
В самом начеле разрушительного ХХ века, в 1909 году, известный французский писатель и масон, Копен-Альбанселли, написал: «Многие думают, что страну можно покорить только силой оружия – это глубокая ошибка. Есть раны гораздо более чувствительные…, это раны, наносимые народной душе. Душа народа заключается в его традициях…; эти традиции являются истинными источниками народной жизни… Поэтому, когда хотят убить душу народа, а, следовательно, убить и самый народ, стоит только разомкнуть живущее поколение с прошлым, …внушить ему презрение и ненависть к его старине, подобно тому, как достаточно подрубить у дерева корни …»

 

А вот что говорится в документах наших заокеанских «заклятых друзей», например в «Стратегии национальной безопасности США» от 25.03.2015 года, которая имеет явную антироссийскую направленность:
«Американские ценности являются отражением всеобщих ценностей, которые мы отстаиваем во всем мире. Это этнические и религиозные меньшинства, люди с ограниченными возможностями, лесбиянки, гомосексуалисты, бисексуалы и трансгендеры, перемещенные лица, а также рабочие-мигранты (п 4).
Мы будем также наращивать издержки для России посредством санкций и прочих мер, противопоставляя лживой московской пропаганде ничем не прикрашенную правду.
(п 5) Стратегия национальной безопасности США от 02.2015)
Эта стратегия национальной безопасности… направлена на инициативное продвижение наших интересов и ценностей с позиции силы (п.6).

А вот следующий документ: Комитета Начальников Штабов США JP 3-53 «Доктрина проведения психологических операций» ((JP 3-53, Joint doctrine of psychological operations, US Ministry of Defense):
«Сегодня ведётся глобальная борьба США за общественное сознание народов всей планеты на основе координации деятельности всех государственных и коммерческих структур, с масштабным использованием новейших информационных технологий. … в современном мире сложилась глобальная система идейно-политической и военно-экономической гегемонии США.
… новые информационно-психологические системы и технологии уже стали неотъемлемой частью не только жизни общества, но и отдельных граждан… Новые информационные (социально-психологические) технологии увеличили потенциальные возможности информации в войне и открыли новые угрозы безопасности государств. Фактическая неуправляемость информационно-психологическим пространством собственной страны приводит к значительному ограничению ее суверенитета, а также ставит под вопрос возможность дальнейшего существования государства».
Нашими (как их называет президент России) «партнерами» используются особые информационно-психологические технологии, например, «Информационно-психологическое противоборство “PSYOPS”, социально-психологические операции (Национальный Институт Обороны США «Что такое информационная война» от 1995г.), главными объектами воздействия которой является психика населения, а также системы формирования общественного мнения и принятия решений. Это — принципиально новый тип стратегического противоборства, вводящий в круг возможных сфер противоборства информационное пространство и ряд других областей (экономику, социологию, психологию) и продолжающийся долгое время: недели, месяцы и годы. Вот что сказано в этом документе:
«Информационно-психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических мероприятий, направленных на конкретные группы людей (на противника) с целью внедрения в их среду чуждых идеологических и социальных установок, формирования ложных стереотипов поведения, трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли. …В информационно-психологических операциях речь идет об определенной структуре навязывания модели мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения.
…Главная цель информационно — психологических операций — это дестабилизация общественной жизни, разложение изнутри, подготавливающее почву для успешного осуществления политических, экономических и военных действий.
Объектом информационно-психологических операций  являются  люди. Главная  задача заключается в том, чтобы повлиять на духовную сферу — общественное мнение и настроение, ценностные ориентации, взгляды, социально-психологический климат, посеять страх и неуверенность перед будущим, вызвать недоверие к деятельности органов власти и государственного управления, создать атмосферу недовольства, тревоги, содействовать возникновению оппозиционных групп и стимуляции антиправительственной деятельности.
Информационно-психологические операции предусматривают:
а) создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию;
б) манипулирование общественным сознанием социальных групп населения страны с целью создания политической напряженности и хаоса;
в) дестабилизацию политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции и даже гражданской войны;
г) дезинформацию населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;»
(Документ КНШ США JP 3-53 «Доктрина проведения психологических операций»)

 

Что же может противопоставить этому валу хорошо продуманного информационно-психологического воздействия Россия? Существует определенные Законодательные основы, позволяющие помочь в преодолении угроз национальной безопасности России. В частности, вот Заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина, озвученное на Государственном совете по культуре и искусству от 24 декабря 2014 года
«…Подготовка Основ государственной культурной политики началась не с чистого листа, а с общего понимания, что культура – это многомерная живая система, мощный фактор общественного развития, экономического роста, обеспечения национальной безопасности и суверенитета России.
И за работу должны взяться все: общество, власть, учреждения культуры, школы, университеты, творческие союзы, педагогическое и научное сообщество….»
Ему вторит Заявление Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко на Государственном совете по культуре и искусству от 24 декабря 2014 года
«…Сегодня человечество подошло к исторической развилке, обозначающей два направления его дальнейшего развития. Одно из направлений предлагается, вернее, навязывается определёнными политическими силами, считающими, что политическое устройство, система ценностей, образ жизни Запада – единственно правильные и потому должны быть приняты всеми народами и всеми странами. В этом огромная опасность потерять национальные и культурные традиции, идентичность, просто народам и странам раствориться в глобальном мире.
Другой путь – это путь признания каждого народа, каждой страны на сохранение своей национальной и культурной самобытности, права на развитие, в основе которого лежат принципы исторической преемственности, опоры на традиции, институты и ценности. Именно Россия является сегодня главным поборником такого вектора развития человечества…».

Совсем недавно был принят документ Основы государственной культурной политики от 24 декабря 2014 года, в котором сказано:
«…Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Культура России – такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.
Главным условием (достижения общих целей развития общества) …является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности. (р I Основы государственной культурной политики от 24.12.2014)
К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся: снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России; атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.(р II Основы государственной культурной политики от 24.12.2014)
Целями государственной культурной политики также являются: укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; …(р III Основы государственной культурной политики от 24.12.2014)

Еще один недавний документ: Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года от 25 августа 2014 года N 1618-р, в котором сказано:
«Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций…
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ утверждает:
«Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения…).» (ст. 66 ФЗ «»Об образовании в Российской Федерации»» от 29.12. 2012 №273-ФЗ)

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ:
«Целями государственной политики в интересах детей являются:
а) содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества…
б) защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. (ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»» от 24.07.1998 №124-ФЗ)
…Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.» (ст. 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»» от 24.07.1998 №124-ФЗ).

Между тем, исходя даже из поверхностного анализа информационного пространства Российской Федерации, отчётливо прослеживается работа по разбалансированию сознания людей, хаотизации коллективного сознательного и бессознательного. Предпринимается попытка незаметно подменить традиционные русские духовно-нравственные ценности на фальшивые и заставить человека в эти фальшивые ценности поверить.
Делается попытка сформировать окончательное и необратимое угасание самосознания населения России, вырываются духовные корни, опошляются и уничтожаются основы духовной нравственности.
В качестве задачи ставится расшатать поколение за поколением, браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку делать на молодежь, разлагать, развращать, растлевать ее. Сделать из молодёжи циников, пошляков, космополитов.
Под таким воздействием появляется такая внутренняя слабость общества, что общество начинает уничтожать само себя. Его экономика и его природные ресурсы начинают работать в интересах подчинившей его державы. В это же время,  граждане подчиненных государств будут убеждены, что бедственное положение их страны является  следствием бездарной политики их национальных правительств. Истинная причина их бед и истинный враг будут скрыты.
Отсутствие полноценной поддержки со стороны народа позволит легко свергать неугодных национальных лидеров и ставить во главе государств полностью подконтрольные фигуры.
В распространяемой информации используется подмена понятий, когда для обозначения порочных или социально-опасных явлений задействуют нейтральные или оправдательные способы объяснения этих явлений; а также, манипуляционная семантика: язык, стиль, эстетика, темп речи, цвет, прочее. В подавляющем большинстве телевизионной продукции (не говоря уже об интернете…) содержится:
1) пропаганда секса, пошлости, похоти, распущенности, вульгарности, разврата;
2) пропаганда свободных отношений без создания семьи, супружеской неверности и измены, одноразовых сексуальных отношений до брака;
3) пропаганда глупости и инфантилизма;
4) пропаганда эгоизма и индивидуализма;
5) пропаганда извращений, комплексов, фобий;
6) пропаганда социального и расового превосходства;
7) пропаганда одурманивающих веществ (наркотиков, алкоголя, табака);
8) пропаганда потребительства, культа денег, праздного образа жизни, лёгкой славы;
9) пропаганда потребительского отношения к людям, продажности, обмана, алчности;
10) пропаганда культа внешности и вещей для достижения успеха, социального признания;
11) пропаганда презрительного отношения к русской истории и культуре, неверия в будущее России;
12) пропаганда взятки как нормы жизни;
13) пропаганда смешения социальных ролей мужчин и женщин;
13) пропаганда насилия, жестокости, агрессии;
14) пропаганда нарушения социальных норм, девиантного поведения и преступлений;
15) пропаганда нездорового образа жизни (фаст фуд, ночные клубы, лень);
16) пропаганда низкой культуры: употребление жаргонов, кличек, оскорблений;
17) пропаганда презрительного отношения к материнству;
18) пропаганда садизма и садомазохизма (наслаждение от причинения кому-то боли или от убийства).

Подлинного, фундаментального успеха можно добиться только на пути восстановления в общенациональном масштабе во многом уже разрушенной шкалы нравственных ценностей, важнейшей среди которых является государственность.

А в 2007г. в английской газете «Санди Таймс» («The Sunday Times») была опубликована любопытная статья «Глобальное предупреждение из уст Владимира Путина»:
«История России — это отдельный разговор. История этой страны вообще многое объясняет. Над сибирским городом Красноярском есть холм, который практически стонет под грузом прошлого России, его величия и трагизма.
На полированном граните высечены имена сибиряков, павших в войнах за пределами страны — в Африке, Индокитае, даже Испании 30-х годов, — на которые их посылала советская империя.
Холм будто расцветает, когда в расположенную здесь же Троицкую церковь приезжают свадьбы. Православные обряды — мерцание свечей в теплой полутьме, глубокий голос церковного хора — будто возвращают верующих в атмосферу старой царской России, которую так старались убить большевики.
После церкви молодожены идут возлагать цветы к вечному огню — памятнику павшим в Великой Отечественной войне. На монументе стоит танк сороковых годов, на борту которого написано ‘На Берлин!’. Внутри — длинный мраморный мемориал, на котором выбиты фамилии и инициалы погибших. Только здесь и только на букву ‘К’ — 1590 фамилий. Вот масштаб жертвы, принесенной людьми.
То, что в момент совершения брака люди вспоминают тех, кто пал в бою задолго до того, как они родились, в высшей степени похвально и уместно. И это тоже многое объясняет. Никто не заставляет их это делать, все идет изнутри — но именно эти чувства и именно это гордость объединяет всех, кто живет в России. Именно в этом их сила — а не в ядерной боеголовке и не в бочке с нефтью…»
Т.е., по мнению наших врагов, наша сила в том, что мы молимся своему Богу и помним своих героев. Еще раз: сила России в этой памяти о наших Героях и в нашей приверженности своим традиционным традиционным культурным и духовным ценностям, тем, которые позволили создать Великую Державу «от моря до моря» и которую мы бездарно можем потерять, отказавшись от своей духовной идентичности и нравственных скреп.

…Более пяти столетий назад (около 1510 года) игумен Спасо-Елеазаровского монастыря, старец Филофей, в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций – Восточной и Западной – написал послание великому князю Василию III Иоановичу, в котором была развита уже сформулированная им ранее теория «Москва — Третий Рим»:
«Церковь старого Рима пала неверием Аполлинариевой ереси; церковные двери второго Рима, города Константинополя, внуки Агарян секирами и оскордами рассекли. Теперь же это — третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская Церковь, которая во всех концах вселенной православной христианской верой во всей поднебесной сильней солнца светится… Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство иным не останется».
В 2001 году в газете ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» «Спецназ Росси» была опубликована статья «Третий Рим»:
«Главный и наиболее новаторский вывод пророка «Третьего Рима» связан с утверждением, что «четвертому не бывать», что дальше уже ничего не будет — только бунт антихриста, последняя война, горящая земля и небо, сворачивающееся как свиток. Никакого «четвертого Рима» историей не предполагается, и если нечто подобное возникнет, то это будет на самом деле Новый Вавилон, вселенская блудница.
Любая «четвертая», не-русская идея была и будет воплощением зла и мучительным концом для мира. Так причудливо преломляется сегодня в нашем имперском сознании византийская идея «удерживающего» мир, того, кто стоит на мосту, отделяющего Антихриста от мира и не впускающего Антихриста в мир. Сегодня это скорее уже не мост, а люк, у которого время от времени начинает шевелиться крышка и оттуда начинает вылазить то вампир, то оборотень, то какой-нибудь призрак-убица. Кирзовый русский сапог наступает на эту крышку, и на какое-то время воцаряется тишина, потому что лезущая тварь знает, что если она высунется слишком сильно, то русскому нипочем будет и рвануть весь этот мир вместе с нею, потому что «четвертому не бывать» и если до нас был потоп, то после нас только Апокалипсис.
Когда мы поймем эту простую светлую истину и напишем ее на скрижалях своих сердец, то этот день и станет днем воцарения в них неисчерпаемого, глубокого и спокойного русского оптимизма. Мы — третьи. Четвертым — не бывать».
Православие играло и будет играть до конца существования России основополагающую роль и в русской политической культуре. Так, например, во времена монгольского ига именно Православной церкви выпала на долю великая задача сохранения и укрепления русской народности и русской государственности. Самое сознание национального единства русского народа образуется на почве сознания возникшего ранее единства религиозного. Само собирание Русских земель святым благоверным князем Димитрием Донским было вдохновляемо созданием святым преподобным Сергием Радонежским монастыря во Имя Святой Троицы. Вот она идея Русского Православного государства, русская идея в свой простоте и величии: «… так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).
В этом направлении — в возвращении к первоистокам нашего государственного бытия, в укреплении нашей страны Православная Церковь и Государство могут и должны работать вместе.

Составил:
настоятель храма во имя св. Ефросинии Полоцкой, руководитель отдела Новосибирской митрополии по взаимодействию с Вооруженными Силами, Правоохранительными органами и казачеством, протоиерей Димитрий Полушин