Большинство детей, обучающихся на семейной форме, проходят промежуточные аттестации. Сейчас в России их можно проходить несколькими способами. Можно прикрепиться к одной из районных школ, список которых выдаёт РОНО при оформлении ребёнка на семейную форму обучения. Можно поступить на дистанционное обучение и сдавать плановые контрольные на таких платформах как Фоксфод или Интернет-урок, ЦОДИВ или ЦПСО. Однако, есть и те, кто не проходят аттестации, и выступают резко против их навязывания. Каковы причины?
1Первая причина – правовая. Родители имеют приоритетное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми иными лицами. Это право следует из норм Конституции Российской Федерации. Любые образовательные учреждения – это лишь помощь, к которой родители могут прибегнуть. Родитель – это тот человек, который принимает все окончательные решения по образованию детей. Поэтому федеральный закон “Об образовании” устанавливает право на прохождение аттестаций для семейников, а не обязанность.
Стандартизацию экзаменов в существующем виде вообще никак нельзя признать удачной идеей. Несмотря на все декларации, на самом деле, чем более стандартизирована форма контроля, тем дальше она от образования и тем менее она способна вскрыть подлинные знания детей. Тестовый стандарт – это вообще не про образование и не про его качество, это элемент государственного управления. Но семья и её внутренняя жизнь не нуждается в «государственном управлении», она нуждается в качественном образовании, и поэтому предпочитает если и соприкасаться с государственными тестами, то только в конце обучения.
2. Те системы образования, которые доминируют в государственных и негосударственных школах, не являются единственными и лучшими. Семейное образование – это возможность выбирать другие методики. План отдельно взятого домашнего нешкольника, даже если он учится по школьным учебникам, всегда индивидуальный. Многие родители вовсе отказываются от государственных материалов в пользу программ семейного образования или своих собственных. Одним из ярких различий является, например, возможность не дробить изучаемый предмет, а учиться «погружениями»: дисциплина не кромсается на параграфы, а изучается большим куском. Например, ребёнок проходит разом всю математику за один или даже два класса, а потом переходит к следующему предмету. Или делает проект, включающий в себя освоение знаний по одному или нескольким предметам.
При таком подходе школьные аттестации – это фактически второй образовательный процесс. Дополнительная нагрузка. Это: вот сейчас мы должны отложить наш план, взять учебник, выучить по нему и сдать. Ни ребёнку, ни родителю это не интересно. И в большинстве семей это сопровождается разговорами в духе: «Ну вот, приходится, ты не обращай внимания». Пользы и логики в этом не больше чем в хоботе на морде у суслика: неудобно и бесполезно.
3. Считается, что аттестация сама по себе – достаточно универсальна, уместна при любых методиках обучения и безвредна. Это не так. У нас в семье процесс обучения состоит из погружений, проектов и исследований (самостоятельно и в группе). Мы стараемся, чтобы дети привыкали думать и анализировать, искать закономерности, они сами создают алгоритмы и системы, выводят правила, доказывают теоремы. И вот идёт у нас живой процесс изучения предмета, мы ещё не изобрели, допустим, деление в столбик, или не выявили ещё правило выделения деепричастий. И вдруг наступает дата аттестации, когда нам нужно зазубрить и отработать эти самые знания. Весь наш живой процесс ломается. Готовый ответ выдан. И такое вмешательство нельзя не назвать разрушительным.
Аттестация – это не просто контроль, это часть системы. Как я уже сказала, школьные ФГОС не являются неоспоримым идеалом. И как-то странно в нашу эпоху вроде бы индивидуализма и плюрализма видеть, что люди молятся на государственное образование и медицину как на Священное Писание. Почему именно эти знания – базовые и необходимые? Почему именно в таком порядке изложения? Почему именно в таких системах? Вопросов много. Кроме этого есть масса вопросов к мировоззрению создателей этой системы. Взгляды родителей отличаются от взглядов создателей школьных программ, и это мягко сказано. Вы знаете, что вопросы теста – не объективны и не нейтральны? Атеистические взгляды, научный позитивизм – это ещё что. Где-то внедрён и активно внедряется секспросвет, что дальше? Дети должны заучивать и сдавать то, что противоречит их взглядам и взглядам родителей.
Тесты сами по себе, как вид проверки, – не безвредны и не безобидны. Форма тестов оказывает влияние на методики преподавания, здесь, по меткому выражению Альфи Кона «хвост виляет собакой». Они оказывают влияние на мышление и мировоззрение детей. И часть родителей семейников категорически против того, чтобы тесты вообще фигурировали в учебном процессе – хоть в контрольных, хоть в учебниках. Почитать об этом можно здесь http://www.open-lib.ru/dialogues/rukshin и здесь https://elenhil.livejournal.com/324857.html
4. Семейное образование – это часть образа жизни конкретной семьи. Обвинения в духе «они что-то скрывают» абсолютно несостоятельны. Контролируя школы, государство не просто выдаёт тесты и собирает оценки. Школы проверяют по этим результатам, их поощряют или наказывают, им спускают требования. Государство создаёт школы и определяет их работу – государство их и проверяет. Что значит тотальная проверка детей, обучающихся дома? Логично, что за проверкой результатов будут следовать проверки семей и влезание в их частную жизнь. К нам пытаются относиться как к исполнителям образования, а не заказчикам. На самом деле родители – это первые, перед кем должны отчитываться государство и школы, потому что это право родителей – определять воспитание и образование. Так вот когда родители берут всё это просто в свои руки, кто может их проверять? Кто определяет, как должны лежать вещи в доме – хозяйка или наёмная домработница? Скоро родителей начнут просить предоставлять чеки по тратам детских пособий (страшно писать, потому что кто-то скажет «отличная мысль»)?
Знаете, почему многие родители-семейники против государственных денежных компенсаций за образование? Потому что за всей этой помощью обязательно приходят принудиловка и контроль. Чиновники никак, НИКАК не могут разрешить уже существующие проблемы семейников. Вот, например, предоставить всем детям на семейном обучении школьный проездной – это так сложно, ТАК сложно! А большинство новостей об активности государства в отношении семейного образования – это новости о ещё большем нарушении их прав, ограничении и контролировании. Как будто мы – группа риска. Между тем семейное образование имеет все возможные плюсы – индивидуальность маршрута, развитие способностей, углублённое изучение, прочные межпредметные связи, мотивация, психологически здоровая атмосфера, горизонтальные связи между семьями, сохранение целостности семьи и ориентирование детей на создание крепких полноценных семей и рождение собственных детей, да ещё и экономия бюджетных денег – всё то, что наше государство (на словах) считает таким важным – реализуется нашими семьями. Хочется сказать – можете нам не помогать, только оставьте нас в покое.
5. Пятая причина – про трудности. Часть детей-семейников имеют проблемы со здоровьем или с обучением. Большинству этих детей школы помочь не могут, а государство может пригласить их в интернат, но не может предложить ни инклюзивных классов, ни толкового сопровождения без отрыва от родителей. Скажем, у ребёнка серьёзные травмы и проблемы из-за обучения в школе, и процесс расшколивания связан с трудностями. Или в семье тяжёлая ситуация, кто-то заболел, или серьёзно болен сам ребёнок. В таких историях родители предпочитают отказываться от аттестаций, чтобы не перегружать ребёнка и себя, чтобы дать время ситуации прийти к норме, наверстать. Что будет предложено этим родителям? Какая «помощь»? Полагаю, что их вынудят собирать свидетельства и справки, чтобы пропустить аттестацию без последствий. А это значит «вы там справляйтесь, мы вам помогать не будем, но если вы не хотите, чтоб мы вам мешали, побегайте за бумажками, а то у вас проблем всё-таки мало».
Снова и снова мы задаём вопрос: чиновники хотят освоить бюджеты, выделенные на образование, семью и решение социальных проблем. Почему же не сделать что-то полезное?
P.S. Впрочем, знаете… Вот мы тут про детей, про их наилучшее образование, про заботы и чаяния… И всё это совершенно меркнет перед этим: https://zen.yandex.ru/media/teacher/kravcov-imeet-uroven-boga-on-ni-dnia-ne-prorabotal-v-shkole-no-nadziraia-za-obrazovaniem-poluchaet-214-tysiach-rublei-v-den-5d00f60e1dcee700b0e2064b
И вместо всех педагогических доводов против аттестации на самом деле остаётся один довод, реалистический: этим людям нет до наших детей никакого дела. Наши дети волнуют только нас. Поэтому мы им даём образование, и мы это образование контролируем. Нам говорят «ну как же, а вдруг что», «как же можно не проверять детей 9 лет – что они там учат». Так вот и эти о наших детях не беспокоятся на самом деле, а беспокоятся о себе и своей картине мира. Надо сказать, что и отношение работников школ к семейникам вовсе не однозначно. Бывают хорошие отношения, а бывают очень плохие. Там всякое бывает, и сейчас многие родители просто пользуются возможностью не лезть в эти неприятности. Школам, собственно говоря, от наплыва семейников жить станет гораздо сложнее, и от этого пострадают все, а прежде всех – дети.
По теме:
– “Что такое семейное образование?” Обзор Александры Машковой: https://vk.com/sashablagih?w=wall174679377_31059
– Грамотный комментарий Екатерины Бесединой и призыв комментировать новый порядок на федеральном портале: https://vk.com/wall634298_18859
Петиция против нового порядка для семейного образования, вводящего обязательные промежуточные аттестации: https://citizengo.org/ru/fm/176567-ne-razrushayte-semeynoe-obrazovanie