На прошлой неделе Минкомсвязи предложило запретить распространять на Интернет-сайтах любую информацию о детях, пострадавших от противоправных действий https://takiedela.ru/news/2018/06/25/postradavshie-deti/
Соответствующий проект закона размещен на портале проектов нормативных актов http://regulation.gov.ru/projects#npa=78996
Планируется изменение Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», следствием которого станет внесение в реестр запрещенных сайтов таковых, на которых распространяется «информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия)». При попадании в указанный реестр у владельца сайта возникает обязанность удалить размещенную на сайте информацию. В случае его уклонения происходит блокировка сайта.
Текст законопроекта – и смех, и грех.
Почему смех. Потому что разработчик законопроекта, состоящего из двух строчек, не осилил ни грамма юридической техники и написал статью о внесении в реестр запрещенных сайтов тех, на которых размещена «информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате ПРОТИВНЫХ действий»! «Противные действия» – это новое слово в юриспруденции. Воистину инновационную, прорывную юридическую технику демонстрирует нам новое министерство цифрового развития. По-видимому, в законопроекте имеются ввиду «противоправные действия».
Ну а грех в том, что разработчик вообще не учитывает ни Конституцию, ни другие законы, ни права родителей пострадавших детей, нуждающихся в помощи, ни потребности практики.
Принятие обсуждаемого законопроекта заблокирует деятельность любого Интернет-сайта, который публикует статьи, обращения, комментарии о детях, пострадавших в результате противоправных действий чиновников, социальных служб, врачей и т.п. Как известно, просемейные организации весьма часто размещают на своих сайтах душераздирающие истории родителей, пострадавших от ювенальных технологий, потерявших детей из-за беспредела органов опеки. Делается это в целях привлечения внимания общественности для решения проблемы, для оказания юридической и иной посильной помощи семьям. В бесчисленном множестве ситуаций именно эти публикации, из которых можно установить личность пострадавших, создают общественный резонанс, помогают восстановить грубо попранные права родителей, вернуть незаконно отобранных детей, прекратить преследование семей, собрать минимальные средства для решения проблем родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Однако в случае принятия предлагаемого законопроекта указанные публикации в сети будут под тотальным запретом, а деятельность общественных организаций, направленная на охрану прав детей и защиту конкретных семей от ювенального катка будет практически полностью заблокирована. В итоге пострадавшие семьи не смогут найти через Интернет никакой общественной, юридической, моральной и финансовой поддержки, многие несчастные родители на долгие годы потеряют отобранных детей, а общество не будет посвящено в реальные проблемы семей, разрушенных ювенальными технологиями.
Следует иметь ввиду, что ныне действующий Федеральный закон N 436-ФЗ от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает исключения из правила о запрете оборота определенных видов информации, к которым относится в т.ч. информация о детях, пострадавших от противоправных действий. В частности, такую информацию сейчас позволено распространять (1) посредством информационно-телекоммуникационных сетей (кроме сетевых изданий, т.е. СМИ, и аудиовизуальных сервисов), (2) в комментариях, которые размещают читатели сетевых изданий (ст. 11 закона). Указанное исключение введено в ФЗ № 436-ФЗ в 2012 году специально, с учетом особенностей распространения информации в сети, потребностей практики и для обеспечения реального действия законодательства о защите детей.
Кроме того, действующий ФЗ о СМИ предусматривает возможность публикации в СМИ (к которым сайты общественных организаций обычно не относятся) информации о пострадавших детях, но только при определенных условиях, и если это нужно для защиты их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 41 ФЗ о СМИ). КоАП предусматривает наказание для СМИ, которые нарушают установленные правила (ст. 13.15).
Иными словами, сейчас действует целая система норм для информационной защиты детей, учитывающая различные ситуации.
Вместе с тем, предлагаемый законопроект, полностью игнорируя существующую систему норм, опрокидывая их, внедряет абсолютно новую «топорную» норму – о тотальном запрете распространения в сети «Интернет» «информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия)».
Блокировка освещения ювенальных случаев в информационном поле на Западе уже привела к тому, что простые граждане там не знают о проблеме. Осведомлены лишь те, кто сам пострадал, либо те, кто профессионально занимается темой. В результате «детозащитники» чувствуют себя абсолютно свободными и могут творить что угодно. Ювенальный кляп внедряется повсеместно по указке Совета Европы. В частности, Рекомендации Комитета Министров Совета Европы по правосудию, дружественному к ребенку (2010) предусматривают полную закрытость информации о делах, в т.ч. несудебных, касающихся детей, под видом защиты частной жизни (подп. 6 п. «А» раздела IV), что крайне опасно с точки зрения борьбы общества против ювенальной юстиции.
Очень важно не допустить умалчивания ювенальных проблем в России. Вместе с тем, внедрение вышеуказанных Рекомендаций Совета Европы в России предусмотрено Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг (п. 3 раздела VI).
Кто у нас внедряет западные антисемейные технологии уже давно известно. Одна из ключевых персон – О. Ю. Голодец. И на этот раз без нее не обошлось. Пояснительная записка к законопроекту начинается со слов о разработке проекта во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 17.10.2017 и 22.01.2018 г.
Поручение исполнено. За полгода написаны две филигранные строчки о «противных» действиях, которые грозят уничтожением прав родителей на защиту от беспредела ювенальных чиновников.
Предлагаемая норма является антиконституционной. Согласно ч. 1 ст. 29 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода слова». В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
Родители и общественники, которые публикуют в сети информацию о пострадавших от неправомерных действий детях, имеют на это полное конституционное право. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Очевидно, как правило, публикация информации о пострадавших детях осуществляется именно в интересах детей родителями, просемейными организациями, а иногда и самими детьми. Поэтому в данном случае нет никаких оснований для ограничения конституционного права на свободу слова и свободу распространения информации.
Согласно порталу проектов нормативных актов разработчик законопроекта Дмитрий Сергеевич Буневич. Молодой человек является директором Института русско-польского сотрудничества, главной целью которого является «укрепление русско-польского взаимопонимания». Образование Дмитрий имеет по исторической части. Видимо, министерство цифры не может подыскать себе юристов.
До 9 июля идет общественное обсуждение законопроекта в Минсвязи. Спешим поучаствовать!
Пишем:
1) Непосредственному разработчику законопроекта Ответственному за разработку законопроекта Буневичу Дмитрию Сергеевичу.
Писать сюда d.bunevich@minsvyaz.ru, копия сюда : o.morgunova@minsvyaz.ru
Или сюда : 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 7.
2) Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву http://services.government.ru/letters/
3) Министру связи К.Ю. Носкову http://minsvyaz.ru/ru/appeals/license/
Текст краткого обращения в тело письма (всем одинаковое):
«Категорически возражаем против законопроекта о блокировке Интернет-сайтов с информацией о несовершеннолетних, пострадавших от неправомерных действий (бездействия)», размещенном на портале проектов нормативных актов http://regulation.gov.ru/projects#npa=78996.