Резолюция круглого стола «Обсуждение положения украинских беженцев – одиноких и многодетных матерей с несовершеннолетними детьми, подлежащих выселению из пунктов временного размещения, в связи с прекращением федерального финансирования их проживания»
Новосибирск. Резолюция круглого стола: «Украинские беженцы. Одинокие и многодетные матери» (03.03.16)
3 марта 2016 г. в Новосибирской государственной областной научной библиотеке прошел круглый стол по проблемам украинских беженцев из числа одиноких и многодетных матерей с несовершеннолетними детьми, проживающих в ПВР Новосибирска, организованный Координационным советом в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей.
От общественности на заседании присутствовали члены Координационного совета Ю.А. Задоя, председатель Новосибирского отделения Общероссийского общественного движения «Народный Собор»; И.В. Квасницкий, координатор Клуба православных многодетных семей г. Бердска; Н.С. Артёмова, председатель правления городской общественной организации Центр семейного образования и воспитания «Семья и дети»; А.В. Радаев, председатель местного отделения Октябрьского района регионального отделения партии «Великое Отечество» г. Новосибирск; В.Г. Веселов, заместитель начальника штаба Новосибирского отделения Всероссийского Национально-освободительного движения (НОД); а также Б.В. Кислый, помощник управляющего комплексным центром помощи бездомным Новосибирской епархии Русской Православной Церкви; Е.А. Васильева, представитель Фонда «Дети России – будущее мира», представители Новосибирской общественности К.Р. Уткин и Г.А. Пырх.
В работе круглого стола также приняли участие федеральный инспектор по Новосибирской области А.Г. Вавелихин; заместитель председателя комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Законодательного собрания Новосибирской области Т.П. Есипова; заместитель министра социального развития Новосибирской области Е.В. Бахарева; заместитель начальника УФМС РФ по Новосибирской области, полковник внутренней службы Е.А. Максимова; начальник отдела по вопросам беженцев УФМС РФ по Новосибирской области И.В. Блажеева; представитель Министерства образования Т.А. Бектяшкина; представитель министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Л.Н. Цыганкова.
Кроме того, на мероприятии присутствовали граждане Украины, проживающие в пунктах временного размещения, расположенных в детском оздоровительном лагере им. Бориса Богаткова (пос. Кудряши) и в хостеле «Сибирский рай» (г. Новосибирск).
По итогам встречи была принята резолюция.
РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА
«Проблемы натурализации* украинских беженцев. Обсуждение положения украинских беженцев – одиноких и многодетных матерей с несовершеннолетними детьми,
подлежащих выселению из пунктов временного размещения
в связи с прекращением федерального финансирования их проживания»
03.03.2016 г. г. Новосибирск
26 января 2016 года Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым было подписано Постановление № 37 «О предоставлении в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения».
Согласно этому Постановлению и утвержденным им Правилам в 2016 году из пунктов временного размещения (далее – ПВР), находящихся на территории России и, в частности, Новосибирской области, должны быть выселены одинокие матери с детьми (в том числе и многодетные), возраст детей которых превышает три года, и одинокие матери с детьми, независимо от возраста ребёнка, приехавшие в Россию из населённых пунктов, находящихся ныне под контролем Вооруженных сил Украины (города Славянск, Мариуполь, Краматорск, Лисичанск и др.) и из районов Донецкой и Луганской областей, не вошедших в перечень 27 населённых пунктов, указанных в Минских соглашениях.
Оставшиеся одинокие матери с детьми до трёх лет с территорий, вошедших в перечень 27 населенных пунктов, указанных в Минских соглашениях, подлежат финансированию из федерального бюджета и могут проживать в ПВР до конца 2016 года.
По данным представителя министерства социального развития Новосибирской области, озвученным на круглом столе, с 1 марта 2016 года прекращено финансирование проживания
в ПВР 50 (пятидесяти) человек – матерей с детьми старше трёх лет. При этом, около 30 (тридцати) человек – матери с детьми до трёх лет – остаются в ПВР до 31 декабря 2016 года.
Почти все эти одинокие и многодетные матери с детьми за 1,5 года размещения в ПВР не смогли стать участниками Государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы» и получить российское гражданство в связи с невозможностью выполнить один из критериев участия в Программе, а именно: документально подтвердить наличие трудовой или иной, не запрещенной законодательством Российской Федерации, деятельности. Тем более матери с детьми до трёх лет.
Как пояснили представители беженцев, для них это требование оказалось невыполнимым. Во-первых, потому, что без предоставления мест в детских садах матери не могут оставить без надзора своих малолетних детей и устроиться на работу. Во-вторых, многодетных матерей, одиноких родителей работодатели неохотно принимают на работу, тем более с заключением трудового договора, который необходим для участия в Программе переселения соотечественников.
Как пример ответственного государственного подхода, участники круглого стола рассказали о решении этой проблемы у наших соседей в Кемеровской области, где изменения в подобную Программу приняты администрацией области ещё в 2014 году в редакции: «В целях минимизации возможных рисков при реализации Подпрограммы устанавливаются следующие критерии отбора соотечественников для участия в Подпрограмме: наличие документально подтвержденной трудовой или иной, не запрещенной законодательством Российской Федерации, деятельности у потенциальных участников Государственной программы переселения соотечественников, за исключением переселившихся из юго-восточных областей Украины в связи с неблагоприятной политической обстановкой, сложившейся на территории страны, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории Кемеровской области».
Участники круглого стола отметили, что Новосибирская программа по переселению соотечественников в действующей редакции препятствует защите прав и интересов несовершеннолетних детей и матерей, прибывших на территорию России, спасаясь от боевых действий в Донецкой и Луганской областях, получивших временное убежище в 2014-2015 годах, потому что не даёт им возможности участвовать в программе переселения соотечественников, получить российское гражданство и, таким образом, оставляет без социальной поддержки и обеспечения прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Новосибирской области в отношении многодетных и одиноких матерей.
Несчастных людей ставят перед выбором: возвращаться на территорию Донецкой и Луганской народных республик в разрушенные жилища, где продолжают гибнуть от снарядов дети, либо на Украину, где вернувшимся угрожает опасность преследования со стороны членов радикальных националистических организаций. Или вместе с детьми в холодное время года оказаться на улице со статусом временного убежища, не дающим права на государственные меры социальной поддержки, без регистрации, без средств для существования.
Участники круглого стола убеждены в том, что безнравственно оставлять без помощи матерей и детей в труднейшей жизненной ситуации. Это не в традициях нашего народа. России нужны дети. Эти дети – частица Русского мира, о котором последнее время много говорится, это будущие защитники и кормильцы России. Сложившаяся в Новосибирской области ситуация по «выдавливанию» украинских беженцев с детьми не отвечает интересам российского государства.
Для решения обсуждаемой проблемы участники круглого стола предложили:
1. Правительству Новосибирской области, Оперативному штабу по обеспечению межведомственного взаимодействия при организации работы по оказанию помощи гражданам Украины, покинувшим места постоянного проживания, в первоочередном порядке:
1.1) внести изменение в Государственную программу Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы» в части критериев отбора участников Программы, а именно – исключить требование о предоставлении документа о трудоустройстве для получивших временное убежище жителей из Донецкой и Луганской областей;
(По словам начальника отдела УФМС по Новосибирской области Блажеевой И.В., после изменения Программы переселения соотечественников и включения этих семей в данную Программу до получения ими российского гражданства необходим минимальный срок 6-7 месяцев.)
1.2) продлить указанной категории беженцев с несовершеннолетними детьми пребывание в пунктах временного размещения или иных местах проживания до получения ими российского гражданства;
1.3) провести заседание Оперативного штаба Новосибирской области по обеспечению межведомственного взаимодействия при организации работы по оказанию помощи гражданам Украины, покинувшим места постоянного проживания с приглашением представителей Координационного совета в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей.
2. Правительству Новосибирской области и мэрии Новосибирска для изыскания средств:
2.1) сократить расходы на проведение городских развлекательных мероприятий (например, дорогостоящие салюты в День города);
2.2) обратиться к представителям бизнеса и депутатам Новосибирска и Новосибирской области с предложением оказать адресную благотворительную помощь в финансировании проживания в пунктах временного размещения семей матерей-одиночек;
2.3) поддержать предложение общественности о погашении части просроченной задолженности застройщиков перед мэрией города Новосибирска (общий долг около четырёх миллиардов рублей) путём предоставления городу определённого количества построенных ими квартир по себестоимости, которые в дальнейшем, как предложили участники круглого стола, предоставить в аренду остронуждающимся в жилье, в том числе украинским беженцам – одиноким матерям с детьми.
3. Управлению федеральной миграционной службы и Оперативному штабу Новосибирской области по помощи гражданам Украины для решения проблемы временной регистрации граждан Украины, получивших временное убежище:
3.1) рассмотреть в качестве варианта решения проблемы временной регистрации граждан Украины, получивших временное убежище, регистрацию в специально выделенном для этой цели жилом помещении с условием подачи заявления с указанием фактического места пребывания и обязательного ежемесячного подтверждения факта нахождения по указанному адресу..
4. Обратиться к уполномоченным по правам человека и по правам ребёнка Новосибирской области с целью:
4.1) обеспечить защиту прав и законных интересов совершеннолетних граждан Украины, прибывших на территорию Новосибирской области, а также обеспечить соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних детей из семей украинских беженцев, в соответствии с международным и российским законодательством.
5. Направить данную резолюцию в профильные министерства и ведомства, а также:
- губернатору Новосибирской области Городецкому В.Ф.;
- руководителю Оперативного штаба по обеспечению межведомственного взаимодействия при организации работы по оказанию помощи гражданам Украины, покинувшим места постоянного проживания, министру социального развития Пыхтину С.И.;
- главному федеральному инспектору по Новосибирской области Головко В.М.;
- председателю Законодательного собрания Новосибирской области Шимкиву А.И.;
- уполномоченному по правам человека в Новосибирской области Шалабаевой Н.Н.;
- уполномоченному по правам ребенка в Новосибирской области Зябревой Л.М.;
- заместителю Председателя Совета Федерации, председателю Комитета общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины Воробьеву Ю. Л;
- депутатам Государственной Думы России от Новосибирской области;
- в средства массовой информации.
В заключение. Следует отметить, что все предложения в резолюцию сделали представители общественных организаций. Участники круглого стола со стороны региональных профильных министерств и УФМС не возражали против резолюции и своих предложений по решению сложившейся проблемы в отношении семей беженцев с несовершеннолетними детьми, подлежащих выселению из пунктов временного размещения Новосибирской области в связи с прекращением федерального финансирования их проживания, не сделали.
Оргкомитет круглого стола:
* Натурализация — юридический процесс приобретения гражданства на основе добровольного желания соискателя гражданства. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства.