НОВОСИБИРСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Главная > Новости > Сергей Перевезенцев: «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА (12.06.23)

Сергей Перевезенцев: «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА (12.06.23)

Текст рассказа о рублевской иконе «Троица в передаче «Главное за неделю с Анной Шафран» (11 июня 2023 г.)

Смотреть с 12:10 до 20:32. https://https://vk.com/video-55490878_456492658

В соответствии с многовековой вероучительной традицией образ Святой Троицы присутствует в Ветхом Завете, а Господь, принявший образ трех ангелов и явившийся Аврааму, носит еще одно именование: «ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ». Сюжет «Явление трех ангелов Аврааму» (или иначе «Гостеприимство Авраама») довольно рано появляется в иконографии — с IV века. В православную Древнюю Русь иконография «Гостеприимство Авраама» пришла тоже рано — еще в XI веке. Но поворотным пунктом религиозно-философского и богословского осмысления этой иконографии стала икона «Троица» преподобного Андрея Рублева.
Прежде всего, нужно помнить, что для инока Андроникова монастыря Андрея Рублева создание иконописного образа — это один из путей постижения Божиих тайн, способ проникновения в Божественный мир. Поэтому его иконописные работы столь сложны и символически многообразны.
Андрей Рублев написал икону «Троица» по заказу Троицкой обители в первые десятилетия XV века, возможно, еще для первой деревянной часовни, построенной над могилой преподобного Сергия Радонежского. Иконописный образ, созданный преподобный Андреем, стал своего рода художественным воплощением богословских и религиозно-философских воззрений великого русского старца. Так же как прочтение образа Святой Троицы преподобным Сергием стало новым религиозно-философским открытием для Руси, так и икона преподобного Андрея — это новое открытие ветхозаветного сюжета.
Иконография рублевской Троицы и в самом деле необычна. Автор, обращаясь к библейскому сюжету, исключает из него изображение самих хозяев, принимающих трех ангелов — праотца Авраама и его жену Сарру. За трапезой, устроенной хозяевами в честь явившихся ангелов, представлены лишь небесные гости, не мальчики, не юноши, а в том возрасте ангелов, которому нет определения. Все трое склонились над евхаристической чашей — следовательно, перед нами не просто трапеза, а евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Вино и хлеб в евхаристической чаше — умозрительный образ Спасителя Иисуса Христа, сошедшего с небес, воплотившегося, распятого на Кресте, пролившего Свою кровь за спасение всех живых и мертвых и неотступно сидящего на престоле «одесную» Отца.
За спиной у ангелов изображены дом, зеленеющий дуб и гора. Это символы домостроителя-Христа, Бога-Отца и Святаго Духа, ибо гора — образ восхищения духа. Очень важно, что на этой иконе не акцентируется внимание на том, какой из трех ангелов изображает конкретную ипостась Господа.
Вся композиция строится на принципе круга, и мысль созерцающего икону также движется по кругу, вернее не в силах выйти за пределы круга. Таким образом, созерцающий икону приходит к пониманию, что постижение неслиянности Святой Троицы (три ангела) означает и постижение нераздельности Ее ипостасей. А в итоге познается смысл и самого догмата о Святой Троице как «единосущной и нераздельной».
Пространство иконы, в котором разворачивается то, что современный зритель назвал бы действием, резко искажено обратной перспективой, воздушная стена и три божественных символа не позволяют взгляду проникнуть в глубину иконы, а все самые важные детали изображения острым углом выставлены вперед.

1 часть: https://t.me/serp1380/1675

Интересно, что подножия престолов, на которых покоятся ноги ангелов, образуют линии, точка соединения которых расположена вне пределов плоскости иконы — перед ней, там, где расположен зритель. А точнее — в его сердце, ибо сердце человека, а не его разум и есть истинный источник созерцания Бога, инструмент Его познания и главный орган общения с Ним. Кстати говоря, своих студентов, которых мне довелось приводить в Третьяковскую галерею, где тогда еще была выставлена рублевская «Троица», я всегда просил встать перед этим образом так, чтобы точка соединения ангелов сходилась у них на уровне сердца. И помню, как загорались глаза тех ребят, кто вдруг в себе эту точку находил…
Вслед за Андреем Рублевым подобной схемы изображения Троицы стали придерживаться многие иконописцы, вплоть до XVII века (можно вспомнить «Троицу» Симона Ушакова). При этом, иконографический тип «Троица Ветхозаветная», как он стал называться позже по аналогии с «Троицей Новозаветной», является наиболее целомудренным образом Святой Троицы, так как в нем не акцентировано внимание на изображение отдельных ипостасей Господа.
В целом же, изображая Троичное Божество, единство Ветхого и Нового Заветов, таинство евхаристии и торжество христианского смирения, икона «Троица» стала символом погружения в таинство божественного бытия, в его неслиянность и нераздельность. И это лишний раз подчеркивает значение символа Святой Троицы, которую всю свою жизнь созерцал Сергий Радонежский.
Ведь это именно преподобный Сергий первым в русской духовной традиции придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства, того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. В понимании преподобного Сергия Святая Троица: это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество, в частности. Значит, Святая Троица, в честь которой и была основана обитель на горе Маковец, становилась и СИМВОЛОМ ЕДИНСТВА РУСИ. И с тех пор Русь, а потом и Россия стала стремиться к уподоблению Царствию Небесному, где восседает Святая Троица, «единосущная и неслиянная». Так и Россия строилась русским народом в совместных трудах со многими иными народами нашей страны как нераздельное, единое, но неслиянное многонародное Российское царство-государство. А икона «Троица», написанная Андреем Рублевым, духовным учеником преподобного Сергия, почиталась не как произведение искусства, а опять же, как воплощенный образ Божественного единения.
Образ Святой Троицы оказался крайне важен для нас. Как показала дальнейшая история, именно из Троицкой обители русские люди и в XIV веке, и позднее, ждали импульсов к возрождению единства в Русском государстве, ибо эти импульсы исходили, как бы от Самого Господа. Троицкие храмы, которых было всего два в Русской земле до времени преподобного Сергия Радонежского, стали множиться и множиться, и сегодня Троицкие храмы занимают третье место своему числу, после никольских и покровских церквей, среди числа всех православных храмов в России.
Образ Святой Троицы, явленный в духовных подвигах преподобного Сергия Радонежского и всех русских святых и зримо представленный в иконе преподобного Андрея Рублева, дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения. И что? Кто-то еще продолжает думать, что сможет помешать рублевской «Троице» вернуться к православному народу в православный храм, то есть в свой дом?

2 Часть: https://t.me/serp1380/1676

Вернуться к новостям