НОВОСИБИРСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Главная > Новости > Резолюция секции XXVI ВРНС «Семья и народосбережение» (27.11.24)

Резолюция секции XXVI ВРНС «Семья и народосбережение» (27.11.24)

Участники секции, обсудив тему «Семья и народосбережение», констатируют, что с древнейших времён для всех народов Российской Федерации семья занимала важнейшее место в системе ценностей, определяющих моральный облик человеческой личности и общества. Однако в настоящее время происходит трансформация института семьи, приводящая к потере цивилизационных идентичностей, связанных с традициями семейной жизни. Актуализировались такие проблемы, как низкая рождаемость, снижение здоровья нации, высокая смертность и другие.

Всемирный Русский Народный Собор, Русская Православная Церковь на протяжении многих лет неизменно поднимают вопросы, связанные с народосбережением и демографической безопасностью страны. Эти темы остаются и сегодня одними из самых острых и актуальных и требуют неразрывного единства духовной и государственной власти в вопросах народосбережения. Тесное взаимодействие между Патриархом Русской Православной Церкви Кириллом и Президентом РФ Владимиром Путиным является ключевым фактором в сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей России. Духовная и светская власть должны быть едины в своём понимании и действиях, чтобы обеспечить стабильное будущее страны.
Вектор реализации не только Года семьи, но и всей семейно-демографической политики должен соответствовать Указам Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и от 7 мая 2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Государство может достичь подлинного суверенитета и мирового лидерства, только в том случае, если его внутренняя и внешняя политическая повестка совпадает с национальными традиционными ценностями.

Исходя из вышеизложенного, в целях преодоления демографического кризиса, защиты прав и интересов российских семей, участники секции считают необходимым:
– законодательно признать семью и обеспечение её благополучия главной национальной целью развития, а также стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации на период до 2050 года;
– сделать семью полноправным субъектом правовых отношений, а также обязательным и основным элементом (единицей) государственного планирования и управления;
– государственная семейная политика и реализация мер социальной поддержки должны быть направлены на популяризацию института семьи, многодетности, сохранение и продвижение традиционных ценностей;
– законодательно закрепить принцип «Дети — индекс счастья» в качестве основного критерия оценки эффективности работы глав высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также глав муниципальных образований. Данный критерий должен определяться количеством многодетных семей, которые проживают на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования;
– законодательно закрепить принцип оценки эффективности реализации национальных проектов исходя из принципа семьецентризма и создания семьеориентированной среды;
– установить конкретные цели и задачи для всех органов государственной и исполнительной, региональной власти по достижению задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», приняв за основу индекс социального благополучия населения, конкретизировав достижение целей. Например, увеличить количество многодетных семей с 2.4 млн до 10 млн семей к 2050 году, увеличить количество детей до 40 млн., снизить количество абортов по всем показаниям до 10 к 100 рождениям, снизить количество разводов по всем основаниям до 10 к 100 бракам.

1.Совершенствование механизмов комплексной социально-экономической непрерывной поддержки семьи

Экономическая напряженность и нехватка социальных гарантий — главные причины, препятствующие увеличению числа многодетных семей, которую Президент РФ назвал образом будущего России.
Участники секции призывают государственные органы к переходу от адресной к прогрессивной модели социальной поддержки семей. Важно, чтобы с рождением каждого последующего ребенка объемы предоставляемой помощи увеличивались. Примеры успешного внедрения таких мер в 35 регионах России показали их высокую эффективность, и такая практика должна быть распространена на федеральном уровне, чтобы значительно улучшить демографическую ситуацию в стране.
Поддержать инициативу, реализуемую в рамках федерального проекта «Многодетная страна», предусматривающего следующие меры поддержки:
-увеличение размера выплаты с 450 тыс. рублей до 1 млн рублей семьям, в которых с 1 января 2025 г. родятся третий или последующие дети, на погашение основного долга и процентов по ипотечному кредиту;
-обеспечение возможности получения бесплатного высшего и среднего профессионального образования для детей из многодетных семей, в том числе на условиях целевого контракта. Данная мера по социологическим опросам является мотивирующей к рождению третьего и последующих детей;
-расширение направления использования федерального семейного (материнского) капитала при рождении третьего или последующих детей на благоустройство и ремонт жилья;
-введение универсального пособия на каждого ребенка в многодетной семье до достижения возраста 17 лет в размере 0,5 прожиточного минимума без принципа нуждаемости и «нулевого» дохода;
-освобождение многодетных семей от налога на единственное имущество- земельный участок размером до 1 га, квартиру, дом, дачу, автомобиль или другие автотранспортные средства личного пользования;
-поддержка создания семейных дошкольных групп в многодетных семьях для повышения занятости родителей и снижения бедности;
– увеличение ежемесячного пособия до размера прожиточного минимума для всех беременных женщин, которые встали на учет в ранние сроки беременности без учёта доходов семьи.

Важнейшим направлением для повышения рождаемости, особенно первых и вторых детей, является поддержка работающих родителей:
– создание семейных многофункциональных центров во всех муниципальных
образованиях субъектов РФ;
– развитие в субъектах РФ системы предоставления социальных услуг по
присмотру и уходу за детьми;
– системное развитие услуг профессиональных нянь позволит эффективно решать одновременно экономические, социальные и демографические проблемы, что является уникальной практикой;
– совершенствование механизмов индивидуального жилищного строительства
(ИЖС), широкое внедрение новых технологий промышленного возведения домокомплектов для ИЖС;
– внедрение в градостроительные кодексы регионов требование для частных
инвесторов, участвующих по системе государственно-частного партнерства (ГЧП) семьеориентированный принцип возведения жилья;
– развитие многодетно-ориентированных планировочных решений жилых
помещений;
– возможность использования имущественных налоговых вычетов на супруга (супругу) в семьях с детьми;
– развитие мер стимулирования работодателями поддержки многодетных семей;
– внедрение принципов доброжелательного отношения к материнству и
создание многодетно-ориентированной среды в социальных учреждениях и общественных пространствах;
– определение порядка системы финансирования центров помощи женщинам в ситуации кризисной беременности;
– изучение опыта Республики Беларусь, которая реализует концепцию агрогородков, основная идея которой – обеспечить людей работой, жильём и досугом на местах. Вызывают беспокойство законодательные инициативы, направленные на ликвидацию двухуровневой системы местного самоуправления. Объединение сельских и городских поселений с районами и городскими округами, упразднение их советов и администраций, передача полномочий «наверх» – все это, несомненно, находится в логике глубоко порочной идеи сделать Россию «страной мегаполисов».
– органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях позволяют максимально приблизить управление государством к народу. Это наиболее доступная и понятная для людей власть, которая решает их насущные и жизненно важные проблемы.

Необдуманные шаги в этом направлении, особенно в части перенятия чуждых нашей стране практик, могут привести к катастрофе. Переход к одноуровневой системе местного самоуправления, основанной на укрупненных городских и муниципальных округах, перечеркнет любые перспективы возрождения русского села.

2.Защита и сохранение репродуктивного потенциала нации, профилактика абортов и защита достоинства человека на пренатальной стадии развития

Без радикального снижения абортов говорить о выходе из демографического кризиса невозможно. Сегодня единственный возможный резерв для любого региона быстро повысить показатель среднего коэффициента рождаемости или хотя бы не допустить падения такого показателя (СКР) — это обеспечить отказ представителями медицинских организаций частной формы собственности от проведения процедуры искусственного прерывания беременности.
Для внедрения инициативы повсеместно предлагается внести поправки в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ, ст.56, предусматривающие введение запрета на проведение искусственного прерывания беременности медицинскими организациями, не входящими в государственную и муниципальную системы здравоохранения.

Совокупный демографический эффект при ограничении абортов по желанию складывается из трех составляющих: снижение ранней смертности среди женской части населения; сохранение репродуктивного здоровья женщин, жизни и здоровья последующих детей и увеличение числа сохраненных беременностей и, следовательно, рождений.

По статистике, самая большая группа женщин, способная родить второго и третьего ребёнка, это группа от 29 до 39 лет. Однако эта группа чаще всего делает аборт, но так как она более-менее состоятельна, обращаются они в частные клиники, что лишает возможности прямого взаимодействия с женщинами. Для реализации этого оперативного резерва необходимо сосредоточить поток в «одно окно» — государственные клиники. Именно эта группа может стать многодетной, поскольку уже имеет одного или двух детей, а многодетные — единственная группа, которая за последние 10 лет давала прирост населения.

Отдельно предлагается уделить внимание (с выделением соответствующих бюджетных ассигнований) вопросам медико-социального сопровождения беременных женщин в ситуации репродуктивного выбора, внедрению подходов преимущественного медико-социального сопровождения многодетных беременных женщин и многодетных семей с тремя и более детьми дошкольного и малолетнего возраста, софинансированию региональных программ по охране материнства и детства.
На фоне усилившейся регламентации абортов в государственных и муниципальных медицинских организациях частные клиники начали играть роль «отдушины», где можно провести аборт по запросу, что называется, «без формальностей». В итоге частные медицинские организации стали порталом в так называемую «серую зону» рынка. Тенденция к уходу абортов в частные клиники позволяет прогнозировать, что в настоящий момент теневой сектор составляет 75–80% от всего объема рынка абортов в нашей стране.
На своих сайтах клиники гарантируют отсутствие осложнений и негативного влияния процедуры на репродуктивную функцию, что является очевидной ложью.
Готовность осуществить аборт в день обращения – грубое нарушение всех законов и регламентов!

Необходимо внести в законодательство изменения, ужесточающие ответственность за несоблюдение требований к рекламе, а именно ужесточить наказание за рекламу абортов;
– с целью защиты врачей акушеров гинекологов и медицинских работников необходимо внести изменения в закон ФЗ РФ от 21.11. 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. Необходимо вывести из статьи 70 «Лечащий врач» регуляцию отказа от проведения аборта только лечащим врачом. Внести в Статью 72 «Права медицинских работников и фармацевтических работников» новый отдельный пункт: «Право медицинского работника на отказ от участия в проведении искусственного прерывания беременности»;
– для повышения эффективности доабортного консультирования в государственных и муниципальных медицинских организациях следует провести анализ действующих в субъектах Российской Федерации тарифных соглашений на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС;
– создать финансовые механизмы, ориентирующие врача акушера-гинеколога и медицинский персонал на ведение беременности и родовспоможение;
– разработать законопроект о запрете экспорта эмбриона человека, (репродуктивных и фетальных тканей). Это крайне чувствительный вопрос, требующий государственного регулирования. Особенно в свете той борьбы, которую ведут против нашей страны геополитические противники;
– внести дополнения в пункт 1 статьи 18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (в части установления права на охрану здоровья до рождения) следующее дополнение: после слов «право на охрану здоровья» дополнить словами «как до, так и после рождения». Признание права на жизнь и охрану здоровья до рождения позволит должным образом бороться за здоровье и жизнь каждого ребенка еще до рождения, снизит перинатальную и младенческую смертность, число преждевременных родов, число детей, рожденных больными и количество тех, которые заболели в перинатальный период. А также существенно повлияет на вопрос отношения государства к абортам, медицинского сообщества к вопросу охраны жизни и в целом общества.

3. Меры поддержки студенческих семей

Участники секции XXVI Всемирного Русского Народного Собора настоятельно рекомендуют активизацию мер поддержки молодых семей, особенно студенческих.
В настоящее время Минобрнауки России совместно с регионами реализует работу, направленную на оказание поддержки молодым семьям из числа обучающихся в ВУЗах Российской Федерации, но её необходимо качественно усиливать. В сентябре 2023 года был проведен мониторинг деятельности ВУЗов в части реализации программ по поддержке обучающихся, имеющих детей, по данным которого в 932 ВУЗах обучалась 27 741 женщина, имеющая детей. Из них с детьми до 3-х лет – 13 491, от 3-х до 7-ми лет – 9 230.

Так, например, по данным мониторинга, возможность перехода женщин, родивших ребёнка в период обучения, с платного обучения на бесплатное реализуется в 345 ВУЗах. При этом количество женщин, родивших в период обучения и переведённых с платного обучения на бесплатное, за 2021/22 учебный год составило всего 271 человек, за 2022/23 учебный год – 270 человек. Очевидно, что при таких показателях и темпах не будут решены задачи, поставленные Президентом РФ.

Необходимо расширить такие меры поддержки студенческих семей, как предоставление выплат, перевод на бюджетную форму обучения и создание комнат матери и ребёнка в вузах.
Особое внимание следует уделить поддержке семей, где первый ребёнок рождается до 25 лет. Разработка и реализация таких программ должна сделать создание семьи и рождение ребёнка доступным и радостным событием, а не источником финансового бремени.

4. Меры по защите семьи и семейных ценностей

Современному обществу необходим новый подход к анализу принимаемых решений, так как в настоящий момент очевидно, что традиционные ценности являются фактором, консолидирующим общество перед лицом внешних и внутренних угроз. Указ №809 задаёт магистральное направление работы, в котором следует двигаться законодателям, особенно в той его части, которая оказывает непосредственно влияние на демографическую ситуацию в стране. Необходимо разработать методики и создать институт социогуманитарной экспертизы нормативно-правовых актов (проектов НПА) на предмет соответствия их содержания традиционным российским духовно-нравственным ценностям, так как эти ценности не являются абстрактными понятиями. Это стратегические жизненные ориентиры, общие для всех граждан, народов, культур и религий России.
В последующем предстоит работа по приведению регионального законодательства в области защиты традиционных духовно-нравственных ценностей к единообразию. Это можно сделать только путем принятия Федерального закона «О защите традиционных духовно-нравственных ценностей».

Вся отечественная культура, прежде всего массовая, должна работать на создание в обществе культа семьи, многодетности, супружеской верности, ответственного родительства, а также привлекательности семейной жизни. Подготовка к созданию семьи и семейной жизни должна стать целью школьного воспитания. Курс «Нравственные основы семейной жизни» должен быть включён в перечень обязательных школьных предметов для обучающихся в 10-11 классах.
Всемерно способствовать сохранению курса «Основы православной культуры» повсеместно. Не допускать бюрократически надуманного давления на православное родительское сообщество, выбирающих для своих детей данный курс.

Участники секции считают возможным просить оргкомитет по проведению XXVI Всемирного Русского Народного Собора включить основные социально-демографические меры записанные в Резолюции, в Соборное слово, которое направить Президенту Российской Федерации, Совету Безопасности Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации (Совету Федерации и Государственной Думе), Правительству Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты, Министерству здравоохранения, Министерству экономического развития, Министерству просвещения Российской Федерации.

Источник: https://26vrns.ru/familyresolution

Вернуться к новостям