НОВОСИБИРСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Главная > Новости > Павел Парфентьев: “По поводу «возврата госидеологии». “Идеология” у государства должна быть одна – провозглашение верности истинным и неизменным ценностям.” (24.11.23)

Павел Парфентьев: “По поводу «возврата госидеологии». “Идеология” у государства должна быть одна – провозглашение верности истинным и неизменным ценностям.” (24.11.23)

По поводу «возврата госидеологии». Буду оригинален и займу позицию диалектическую.

📌 А именно – по существу я поддерживаю то, что поддерживают другие коллеги. Но при этом я негативно отношусь к самому термину «идеология» и его содержанию – и считаю его довольно опасным.

Так что стоящую задачу надо решить, а вот этим словом лучше при этом не пользоваться. И это не пресловутый «спор о словах» – тут речь о важных смыслах и рисках.

🔽🔽🔽

Поясню сказанное:

Задача, которую все мы хотим решить – чтобы государство могло официально поддерживать истинные ценности, правильные принципы и озвучивать верные лозунги. И это правильно и необходимо.

Но когда мы используем именно термин «идеология» мы, в «нагрузку» к этому решению получаем целый ряд других – увы, не самых лучших дополнений.

Дело в том, что «идеология», по сложившемуся смыслу слова – продукт, так сказать, «рукотворный», искусственный. У него есть автор. Термин «государственная идеология» подразумевает, что этим автором – а значит и «владельцем» – будет государство. То есть, на практике, та или иная правящая группа.

Понятно, что такой «автор» будет иметь все рычаги для того, чтобы творить, устанавливать и даже делать «юридически обязательной» любую (!) идеологию, какую эта правящая группа сочтет нужной.

Между истинными ценностями, истинным мировоззрением и «идеологией» есть, в этом смысле, тонкая, но очень серьезная и глубокая смысловая разница.

📌 Идеология может переделываться и перекраиваться как угодно. С истинными ценностями, как и с самой истиной – не так. Она объективна, она дана нам, она не зависит ни от чьей власти и ни от чьих интересов. Она все вокруг себя определяет и ничем извне не определяема.

Подлинные ценности и подлинный смысл – это цель, а не инструмент достижения чьих-то частных целей.

Истина, истинные ценности не имеют авторов, кроме Бога/природы. Истинное мировоззрение – это взгляд на мир сквозь истинные ценности. Эти ценности не придумывают и не устанавливают законодатели и правители. Их не определяют голосованием или властными решениями. Они просто есть.

Их никто не вправе и не может изменить, никто не может переделать и приспособить их под себя и свои личные цели. И все – включая государство – по совести обязаны эти истинные ценности признавать, утверждать и защищать. И строить на них свое существование.

🔽🔽🔽

Если мы называем истинные ценности «идеологией» мы подразумеваем, что у государства (хозяина «идеологии») есть над ними власть. Что оно выше ценностей, может их определять и использовать как инструмент для своих прагматических целей.

А все должно быть ровно наоборот – государство не может быть хозяином истинным ценностям, а должно быть их верным служителем. Равно как и служителем, а не владельцем народа (который, кстати, тоже является одной из истинных ценностей).

Подменяя истину «идеологией», мы показываем глубокое неверие – в саму истину, ее объективность, ее непобедимую силу, в людей – и, в конечном счете, в сам наш народ и ЕГО государство. Мы показываем, что предпочитаем в качестве главной опоры силу государства самой истине.

Когда, как это случается, люди думают – «Да пусть государство действует как хозяин ценностей, лишь бы сами ценности были правильные» – это очень недальновидная позиция. Потому что истинные ценности неизменны. А любое государство – то есть правящие группы – могут меняться. И их цели, их взгляды на мир – тоже.

“Идеология” у государства должна быть одна – провозглашение верности истинным и неизменным ценностям, принятие обязательства следования им, свидетельства о них, их защиты. Дальше начинается уже не идеология, а собственно государственная политика – как именно это конкретно будет делаться.

Провозглашать и принимать такие обязательства, безусловно, нужно. Как и обсуждать саму политику и принимать в ее отношении правильные, основанные на подлинных ценностях и на реальных интересах народа решения. И это вполне правильная постановка вопроса.

🔽🔽🔽

https://t.me/parfentiev_club/4899

🔼🔼🔼

И да, попытка запретить нам в Конституции «идеологию» – была попыткой запретить нам делать именно это. Но ловушка тут все же была двойной. Нам не просто «запретили» открыто выбирать истинные ценности. Нам еще и подсунули идею, что есть много разных равнозначных наборов ценностей – выбирать можно любой и все они являются «идеологиями».

Подлинные ценности – это не идеология. Они гораздо выше и важнее. И именно они и должны быть ориентиром.

Называя их «идеологией», мы, на мой взгляд, с этого высокого уровня низко падаем. Истинные ценности никто менять не вправе, никто им не хозяин и они неизменны. С «идеологией» не так – всегда могут прийти другие люди и поменять в ней истинные ценности на свои лживые – вписать в «госидеологию» однополые «браки», принудительные прививки и всякую прочую гадость.

Я понимаю, что кто-то мне скажет, что «не в словах суть». И будет неправ – слова имеют свою силу и волшебство, доброе и злое. И их выбор часто – и тут как раз такой случай, на мой взгляд, –  бывает довольно важным.

Поэтому я уверен, что выскочить надо их обеих ловушек, «зашитых» в ельцинской Конституции – начать, наконец, открыто провозглашать подлинные ценности и на них ориентироваться, но не называть это «технологическим» словечком «идеология».

Вечные ценности – они и есть вечные ценности. Человек и сообщества людей – в той мере подлинно человеческие, в какой они на них ориентируются. Мы с вами, наш народ, наше государство – не исключение.

Это если говорить о решении настоящей стоящей перед нами задачи.

Это решение нельзя подменять попыткой возвращения на общеобязательный уровень той иной узкополитической теории или доктрины. Такое всегда оказывается инструментом обеспечения безальтернативной гегемонии тех или иных элитарных групп независимо от их доброкачественности. И этого, понятное дело, нам поддерживать не след.

Да, для справки: в советских конституциях 36 и 77 года слова “идеология” как такового не было. Оно появилось именно в ельцинской конституции – как объект запрета.

В Конституцию можно и нужно включить конкретное провозглашение важнейших ценностей и – всенепременно! – предметные обязательства государства в их отношении. Но именно центральные истинные ценности, а не ту или иную узко политическую “партийную доктрину”.

https://t.me/parfentiev_club/4900

Вернуться к новостям