НОВОСИБИРСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Главная > Новости > Квасницкий: “Игровые формы организации развития коллектива” (1993)

Квасницкий: “Игровые формы организации развития коллектива” (1993)

Дипломная работа Квасницкого И. В.

“КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА”

Новосибирск. 1993 г

ОБЩАЯ ХАРАКТИРИСТИКА РАБОТЫ

01.03.25 Масленница. Семейный праздник от мала до велика.

Светлица. Рождественские мастерские. Новосибирск. 4 декабря 2016 года

Актуальность проблемы обусловлена жизненной необходимостью создания новой формы образования, основанной на принципах демократических и гуманных отношений /педагогика сотрудничества/, направленной на воспитание цельной социально активной личности. Всесоюзная научно-практическая конференция, проходившая в феврале этого года в Новосибирске, ориентирует педагогическое общество на анализ, обсуждение и определение перспективных направлений развития образования. Она так и называлась “Перспективные модели образования”. Предстоит огромная работа по пути к созданию новой школы: анализ основной формы образования – урока; функциональных обязанностей учителя, воспитателя, социального педагога; критериев оценки как воспитателя, так и воспитанника; отношений между субъектами образовательной системы. Переосмысление самого образовательного и воспитательного процесса. существетение

В сложившихся условиях конкуренции и борьбы за существование школа не может оставаться непричасной и ограничиваться, как раньше пассивной накачкой готорвыми знаниями. Ей придется создавать свое собственное лицо, свой имидж, зависящий от способностей, личных качеств каждого члена педагогического коллектива, и от сплочённости коллектива в целом. Основная часть дипломной работы как раз и посвящена Философско-методологическому анализу взаимоотношений личности и коллектива, и динамике развития межличностных отношений, рассмотрению образовательного процесса через призму динамики развития личности и Топпертиза, ана”игу существующих методик, в чесности методики И.П.Иванова и проектированию на их поново технологии реального образовательного процессе.

В ходе работы возникла потребность деления сферы образования на три равноправных, части, которые получили условные названия: формальное образование – класно-урочная система: неформальное образование лаборатории, кружки, объединения по интересам, чередование традиционного поручения, общий сбор; основанных на методике И.П. Иванова; информальное образование направленное на реализацию своих знаний, накопленного опыта за плетеломи обре зовательной системы, в самой жизни, поиск новых трузей, внешних связей. Все теоретические умозаключения выводы имеют хорошую практическую основу, реальное вопложение в стенах Новосибирского городского социально педагогического лицея. Одна из частей диплома носит характер основополагающего документа, положенного в основу НГПЛ, существующего уже год по этим законам. Раздел “Концепция пет липен” это адатта коллективной наработки 2-х поличных практических семинаров, в которых видов принимал участие Сушественный эктах в разработку и знетрение концепции НГПЛ внесли члены новосибирского отнеления творческог союза учителей: Л.Г.Борисова, В.А.Николаев. А.Г.Трухачева. Б.В.Ежов, Т.Э.Смайкове.

В основу работы положены следующие методы:

  1. Анализ и изучение философской, психилого-педагогической и социологической литературы по данной проблеме.
  2. Анализ философских основ методики И.П. Иванова, её практическое освоение в ходе собственной деятельности.
  3. Отслеживание этапов развития коллектива непосредственно через анкетирование, тестирование и социологические срезы.

Результаты работы исследовательского коллектива изучавшего методику КТД обсуждались на научно-практических семинарах: всесоюзного уровня /при участии Министерства путей сообщения в Сызрани 1990 г., в Челябинске 1991 г./, регионального уровня / в Челябинске 1990 г./, в Абакане /1901 г./, в Красноярске 1990 г./, а так же на обласных семинарах, в которых автор дипломной работы принимал активное участие. Кроме этого было проведено большое количество коммунарских сборов на базе школ города № 8, 27, 132. Сейчас работа направлена на практическое внедрение методики КТД в образовательной системе / создание новых форм образования на базе Новосибирского городского педагогического лицея /директор Олейников В.Я., научный консультант Борисове Л.Г./

Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практическом семинаре в НГПЛ / С15 по 25 июня 1993 г. Вылились в прогнозирование и планирование собственной практической работы. Создание постоянной рабочей группы, ребето- ющей нел практическим внедрением данной научной работы на базе НГПЛ является ярким показателем значимости данной дипломной работы

Объектом исследования является: познавательная деятельность человека, личность и коллектив их взаимоотношения и динамика развития.

РЕЦЕНЗИЯ на дипломную работу по теме:

“КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА”

студента 5-ого курса физического факультета КВАСНИЦКОГО ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА.

Система образования переживает острейший кризис. Одним из выходов является включение учащихся в творческую активную деятельность. На ряду с педагогикой “передачи и усвоения” знаний, умений и навыков в учебном заведении должна полноправно сосуществовать педагогика сотрудничества, педагогика “общей заботы” как называл ее академик Игорь Петрович Иванов.

Работа студента Квасницкого в этой связи представляется черезвычайно актуальной. На примере концепции Новосибирского городского педагогического лицея он анализирует социально-философские и социально-педагогические основания организации творческой деятельности, ее методические и технологические аспекты, рассматривает взаимоотношения личности и коллектива, их взаимонеобходимость друг в друге и динамику их развития.

Дипломная работа студента Квасницкого не “кабинетный” труд, в течение двух лет дипломант принимал непосредственное участие и в разработке, и в реализации концепции Новосибирского городского педагогического лицея, а так же, в течение четырёх лет, принимал активное участие в более 10 научно-практических семинарах по обучению педагогов-практиков методике КТД /коллективных творческих дел/, проводимых в Новосибирске, а так же в Сызрани. Абакане, Челябинске, Красноярске.

Выполненая студентом Квасницким дипломная работа представляет собой важную в теоретическом и практическом отношении работу, соответствует требованиям предявляемым к дипломным работам и заслуживает оценки отлично.

Старший научный сотрудник института философии и права СО РАН, кандидат философских наук, преподаватель Новосибирского городского педагогического лицея Л. Г. Борисова

Отзыв на дипломную работу студента 5-го курса Квасницкого И.В. “Концепция социально-педагогического лицея. Игровые формы организации развития коллектива”. Новосибирск, 1993г.

Тема дипломной работы Квасницкого И.В. бесспорно актуальна и значима. Она отражает сущностные изменения практики современного воспитания. Поставив перед собой задачу раскрыть идеологию и технологию коммунарского воспитания И. П.Иванова в новом типе школы социально-педагогическом лицее, дипломник подошел и ной как исследователь, не принимающий всё на веру. Им проанализирован достаточно обширный круг источников в области философии, культуры и педагогики.

К достоинству работы относится стремление Квасницкого рассматривать теоретические основы разработки проблемы в тесной связи с практикой, раскрывая необходимость этой связи для эффективного решения образовательно-воспитательных задач социально-педагогического лицея, в котором он работает в течение двух лет, зарекомендовав себя в нем как состоявшийся педагог.

Дипломная работа состоит из 4-х основных разделов, заключения и библиографий и приложения.

Несомненной заслугой Квасницкого является творческий характер деятельности, позволивший создать яркий коллектив старшеклассников клуба “После бала”, где и была проверена методика, коллективного воспитания.

Плодотворность общего замысла обусловила убедительное решение конкретных задач: определения этапов развития общения /лестница/, характеристика содержания и организации деятельности, вычленение основ Демократического управления. Вопросы, рассматриваемые в дипломной работе Квасницкого И.В. представляют практическую ценность, Полагаю, что автор сможет продолжить работу в выбранном направлении.

К работе можно предъявить ряд замечаний. Но они не носят принципиального характера, а потому не снижают положительной оценки выполненного исследования.

научный руководитель канд. пед. наук, доцент Т.Л. Павлова

СОДЕРЖАНИЕ

  1. НОВЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. /критический анализ, проблематизация/
  2. НОВОСИБИРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ, КАК УЧЕБНО НАУЧНО -ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
  3. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.
  4. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА. / идеализация, систематизация, игра воображения /
  5. ЛИТЕРАТУРА.
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ.

СТРАНИЦЧ

1-8

9-13

14-17

18-28

29-39

“В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания. ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах.
Образование, само по себе, есть дело формальное. Оно дает формальные умственные умения сосредотачиваться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать. Оно развивает память и дает ворох отвлеченных сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Все это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно; все это служит и злодеям для их дурных целей. Фи- лософ Гераклит был прав: никакое “многознание не научает иметь Ум”. Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и главное беспринципным, придавая ему черты самомнения и изворотливости. Полуобразование уводит от духа жи от Бога. Беспринципность ведет на службу к дьяволу.”

И.А. Ильин “Творческая идея нашего будущего”

/ об основах духовного характера / публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге. Берлине, Белграде. Париже.

1

КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ ПЕРВОЙ ЧАСТИ РАБОТН

“НОВЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ” /критический анализ, проблематизация/

  1. История научного мировоззрения /человеческие утверждения – человеческие заблуждения/: Роль и место педагогики в сфере мыследеятельности человека;

Оценка научных достижений в ходе истории развития; Проблема: научное знание-нравствинное осмысление:

  1. Знание, сознание /переосмысление на основе последних открытий в физике, в психологии, в философии/; Необходимые условия и способ приобретения знаний;
  2. Создание условий эффективного приобретения знаний – основная задача педагога;

Творчество – положительный катализатор процесса производства и воспроизводства знаний – непременное условие: Деятельность-процесс фиксации, материализации и реализации знаний и, как следствие, проблематизации и выявления приоритетных направлений познавательной мыследеятельности: Коллектив – биосоциальная, саморегулирующаяся, саморазвивающаяся, органичная система. Условия успешного развития коллектива.

  1. Выводы: Выявление приоритетных направлений развития педагогической науки: Обозначение утверждений, поставленных в технологическую схему новых моделей образования;

Новые функциональные требования к личности педагога.

-2

Воспитание всегда было, есть и будет сложнейшим видом человеческой деятельности. Находясь в самой жизни, очень трудно теоретизировать, когда решение нужно принимать сию минуту, когда нужно отреагировать на поступок, оценить ситуацию. Должен быть стержень, внутренний стержень, должно руководствоваться более сердцем, чем умом. Поэтому, можно сказать, что воспитание находится в тесном взаимодействии с тремя основными сферами мыследеятельности человека – НАУКОЙ, ФИЛОСОФИЕЙ, РЕЛИГИЕЙ.

Это три основных взаимосвязанных начала, на которых базируется полнокровное человеческое существование. И привилегированное выделение одного из них ведет к однобокости жизни. Предмет, изучаемый педагогикой, да и сама педагогика, находятся в н-мерном пространстве. Всё охватить, всё описать, всё зафиксировать здесь вообще не удается. Поэтому, педагогика больше тяготеет к искусству. Вернее, она базируется на всех новейших достижениях всех отраслей науки: начиная с психо- логии и заканчивая физикой. Педагогика направлена в будущее, она создает благоприятные условия для конструирования новых отношений между людьми, для моделирования новых видов деятельности. Всестороннее рассмотрение человеческого существования и всеобъемлющее осмысление положительного знания и опита – необходимое условие такого направления.

После победы диалектического материализма, дитя рационалистической философии эпохи просвещения, центральное место было отведено знаниям о природе /науке/. Чем больше человек сможет узнать об окружающей его объективной реальности, чем больше знаний он сможет трансформировать в технические конструкции и сильнее окружить себя ими /техно- сфера/, тем лучше. На этом была основана идея о научно-техническом прогрессе. Так действительно можно возомнить себя творцом бытия, создателем новой реальности, где сам предмет изучения /природа/ становиться второстепенным и не столь важным. Мыслительная деятельность уже направлена на изучение самим созданной среды /техносферы/. Постепенно, теряя связь с природой, человек сам становится винтиком им самим созданной машины, неспособным совладать с той колоссальной природной энергией, которую ему удалось открыть. Чернобыльская трагедия была одной из самых больших зловещих трещин в разваливающемся фундаменте такого мировоззрения. Она показала всю иллюзорность такой идеи, и заставила все челове-

3

чество задуматься над своим житьем, и над теми идеями, кото- рые оно вешает на древко.

В педагогической среде все меньше слышны революционные возгласи: “Долой авторитарную систему”. В обществе педагогов уже налаживается констуктивный диалог о том, что же нужно действительно менять и как это лучше всего делать. Наглядным примером может служить республиканская научно-практическая конференция, которая проходила в городе Новосибирске в феврале 1993 года. На ней были определены приоритетные направления развития образования на современном историческом этапе развития общества. Уже полностью устоялось мнение что педагогика передачи-усвоения (трансляционная педагогика) во многом себя не оправдывает. Она неотвечает жизненным требованиям современного общества, той исторической ситуации, которая сложилась сейчас. Хорошие пассивные исполнители потеряли свою цену, а массовое их производство потеряло всякий смысл. Сейчас возросла потребность в творческих оригинально мыслящих личностях, способных к самостоятельному волевому выбору, готовых не просто выживать в этой жизни, а строить собственную полноценную продуктивную жизнь. Потребность эта подтверждается кризисом во всех сферах общества. Кризис моральный, нравственный, духовный на фоне высоко развитого интеллекта.

Школа сейчас переживает большие изменения, сама жизнь диктует эти изменения. Появление лицеев, гимназий и других новых форм образования со своими авторскими программами – это большой положительный шаг. Теперь произходит не просто гуманизация образования и использование новаторского опыта на уроке, произходит координальный пересмотр самой формы урока, содержания образования, критерией оценки, функциональных обязанностей. Сейчас выявлены и определены недостатки трансляционной педагогики: это субъект-объектные отношения между учеником и учителем, которые заданы самой формой.

Так воспитатели-только или по преимуществу передают воспитанникам готовый, общественно необходимый опыт, органи-

4

зуя для его усвоения деятельность воспитанников, в которой сами не участвуют: они ставят перед воспитанниками задачи /дают задания, поручения и планы, игры и дела, развлечения и указания/ обеспечивают всем нужным для решения этих задач. создают возможность выбора способа их решения, оценивают результат. Все это воспитатели делают сами или через воспитанников /актив/ более или менее заинтересованно, а иной раз и творчески. Воспитанники-только или по преимуществу- усваивают передаваемый им опыт в деятельности, организуемой воспитателем: более или менее охотно и успешно получают, принимают от воспитателей подготовленные для них задачи и способы их решения, придуманные для них дела и развлечения, раз- работанные пля них планы”. /1/

Иначе говоря, воспитатели выступают как передатчики, а воспитанники как потребители готового опыта. В следствие этого, у воспитателя есть постоянная потребность в пополнении этого готового опыта, который он не производит, а только получает и передает. Он находится в пассивном состоянии между общественными ценностями и объектом воспитания. Его функциональная обязанность – как можно качественнее усвоить насаждаемое ему знание, и как можно точнее его воспроизвести потребителю-ученику. Он находится все в той же цепи передачи-усвоения. Но ученые и философы утверждают, что знание вообще не пересажаемо, как это предполагалось в педагогике пе- редачи-усвоения. Философ современности Мамардашвили обращает внимание на то, что

“…весь опыт исследований, и антропологических исследований, и мифологических исследований лишь подтверждают древнюю, еще Сократу и Платону известную истину, что в силу одного простого онтологического обстоятельства: никто вместо другого не может ничего понимать, понять должен сам и, более того, если уже не понял, то вообще не поймет сообщаемое: понять можно лиш то, что уже понял /и в этом смысле из себя, “воспоминание”/. И этот акт понимания “самим” не выводим ни из какой цепи обусловливания этого понимания, он должен совершиться или не совершиться, т.е. знание неперекачиваемо в другую голову, как в некую пустоту перекачивалась бы жидкость. Я могу пройти максимально далеко, максимально сузить воронку, внутри которой должен вспыхнуть акт понимания. но этот акт понимания – он должен вспыхнуть, и он не выводим из всего того, как я сужал эту воронку. Весь опыт

-5

в современной философии /опыт экзистенциализма, например/ довел до понимания одну простую вещь, а именно, что есть одно существенное, не психологическое вовсе, онтологическое обсто- ятельство, которое делает уникальными некоторые акты, кото- рые обозначаются словами “ответственность”, “решение”, “вы- бор”, “понимание”. /2/

Человек наделен свойством волевого акта /сопротивляющаяся материя/ и актом выбора, как следствие. Даже в физике уже признается за материей свойство волевого акта. Сейчас уже не утверждается точно, что некоторая частица будет вести себя так, а не иначе /даже в строго ограниченных рамках эксперимента/. Уверенно можно говорить только о вероятности совершения некоторого события. В индивидуальном плане это выражается уравнением Шредингера, которое определяет вероятность того, что частица /индивидуальная частица/ перейдёт с одной орбиты на другую /изменит свое положение/. В коллективном плане это выражается распределением Максвелла /рас- пределение частиц по скоростям, которое также носит вероятностный характер. Выходит, даже физика допускает за материей право вольностей, некоторой свободы, право самостоятельного выбора. К частице применяют даже такое не совсем физическое понятие, как “время жизни”. Пора это утвержденное право за материей восстановить и в педагогике, для материи более высокого порядка. Право самостоятельного волевого вы- бора, право на поступок. В технологической схеме школы это право никак не учитывается. Воспитаннику нигде ничего выбирать не приходится: список изучаемых предметов, содержание изучаемых программ; все это зараннее определено и установлено. Даже в самой схеме преподавания требуется только пассивно впитывать сообщаемое. Но без учета волевого акта ни о какой личности, не может быть и речи. Как можно воспитывать личность не предоставив ей право выбора? Происходит простое стирание личности. Нужно предоставить и воспитаннику, и воспитателю, в равной степени, возможность выбирать, ввести это утверждение в технологию педагогического процесса. Только с учётом этого факта можно пробудить в человеке интерес к познанию, личное отношение к происходящим событиям, личную заинтересованность в успехе общего совмесного дела. Только

6

с учетом этого факта можно расчитывать на истинное содру- жество воспитателя и воспитанника, основанного на межличностных отношениях.

Тогда сразу становится ясен и понятен вопрос дисциплины в коллективе: если человек имеет личное отношение к происходящему, если он имеет кусочек своего жизненого пространства, приобретенного своими личными качествами, споим собственным трудом, если он является носителем жизненно необходимой функции этого коллектива, то какой, собственно, может быть разговор по данному вопросу? Только человек, лишенный реальной значимости в коллективе, лишенный возможности реализовать свои личные качества безразлично относится ко всему. Интересная получается связь между личностью и коллективом: два целостных организма, один является гармоничной частью другого, при этом не теряет своей индивидуальности.

Выходит, что проблема личности и проблема коллектива в сущности одна проблема, и решать ее нужно, учитывая обе ее стороны. Сейчас объемом полученной информации никого не удивишь, тем более, что поток ее неимоверно возрос и почему-то не течёт параллельно друг другу, а постоянно разбегается, как в фонтане. А удержать разрозненную информацию в голове очень трудно. Поэтому, наблюдается большая апатия учеников: это, всего навсего, защитная реакция детского организма на непосильные информационные перегрузки. Его роль – пассивного грузчика, который принимает и складывает полученную информацию, хотя девать ее некуда и выбросить неудобно, а места для новой все меньше остается. Его не учат перерабатывать информацию, сравнивать ее с реальной жизнью, применять в реальной жизни. Это работа активного золотоискателя, которому надо перемыть море песка, что бы найти крупицу настоящего золота, а не пассивного грузчика.

Да и ясно, что знание, собственное личное знание приобретается только из личного жизненного опыта: это переработанная информация, одушевленная информация, окрашенная эмоциональными впечатлениями. Эмоции, переживания являются предшественниками личного знания. Значит, сначала должен совершиться волевой акт жизненного выбора, должно свершиться жиз-

7

ненное событие со всеми страстями, со всеми переживаниями. со всеми удовольствиями, неудовольствиями. Нужно в конце концов прийти к выводу, что ты глуп и совершенно ничего не понимаешь. Тагда можно начинать раскапывать, вымывать из своих впечатлений, переживания, воспоминаний новое личное знание. Но это будет не рефлексия происшедшего, совсем нет. Это бу- дет осмысление, освещение, проливание света на прошлую жизнь, это будет осмисление и изменение себя /разом с приобретённым знанием/. Человек, приобретая знания, изменяет себя, строит себя, и это происходит одновременно, даже можно сказать, что это одно и то же, это все одно. В этом омчоле знание есть самосознание. Это знание всецело исходит из жизни и органично вплетается в жизнь. Можно сказать, что это знание не в голове, не в сознании, а во всем теле, в движениях, в жестах. в мимике. У Ричарда Баха, в его знаменитой “Чайке по имени Джонатан Ливингстон” есть такая фраза: “Прежде всего вы должны понять, что чайка – это воплощение идеи безграничной свободы, и все ваше тело, от кончика одного крыла до кончика другого-это не что иное, как ваша мысль”. /3/

Поэтому сейчас нужно и воспитателям, и воспитанникам учиться перерабатывать полученную информацию, а лучше всего – это приобретать знания в процессе собственной совмесной активной творческой деятельности.

Главная и основная задача педагога-это создание, но уже совместно, в содружестве с воспитанником, а не вместо него и за него интереса, создание творческой обстановки, творческой атмосферы не как единичного случайного момента, а как постоянного, каждодневного, введенного в технологию процесса, поставленного в фундамент новой школы. Эти условия необходимы для создания полноценной жизни и продуктивной деятельности и воспитанников, и воспитателей. Для этого необходимо создать новые формы работы, новую систему отношений, новые критерии оценки, основанные на творческой продуктивной деятельности. А основная работа должна быть направлена на овладение других видов деятельности в ходе ролевого погружения, имитационных игр с постепенным приближением к реальной жизни и выходом, в конечном итоге, на профессиональный уровень; на усвоение к к можно большего числа социальных ролей, социальных позиций, с которыми воспитаннику в будущем придется столкнутся. Социальная педагогика и креаномика -ивот два приоритетных

8

и перспективных направления современной педагогической науки. на которые должно быть обращено особое внимание всей педагогической общественности, начиная с ученых и заканчивая педагогами-практиками.

Так что педагогика – это не воздушная наука, не мыльный пу- зырь, не кукла для битья: это реальное, вполне материальное пе- дагогическое производство в процессе овладения общественно значимыми видами деятельности, которые вполне можно оценивать по результатам труда. В продукте педагогического взаимодействия происходит так же и фиксация, закрепление полученных в учебном процессе знаний. Но, самое главное, что в процессе взаимодействия возникает потребность в приобретении новых знаний, но не каких-то абстрактных, а жизненно необходимых для дальнейшего сознательного роста индивида.

Отсюда вытекают основные требования к воспитателю: он должен быть не абстрактным педагогом, не транслятором абстрактных знаний, а творческим и увлеченным созидателем новой продуктивной деятельности, в которую, следовательно, могут и должны включатся воспитанники, но не как объекты воспитания, а как субъекты совместной деятельности, т.е. должен произойти предельный переход от субъект-объектных отношений к субъкт-субъектным отношениям, от односторонней пассивной перекачки знаний к двустороннему совмесному активному производству знаний.

“А сущностью воспитания должны стать не передача и усвоение готового общественно необходимого опыта, а совместное создание нового и соединение его с прежним, и обмен положительным опытом и преодоление отрицательного опыта, в особенности эгоистических взглядов, стремлений, привычек.” /1/

9-

НОВОСИБИРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ, КАК УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТУКТУРА.

Новосибирский городской педагогический лицей является авторской социально-педагогической площадкой, которая представляет собой учебно-научно-производственный комплекс.

Автором разработки комплекса является коллектив педагогов исследователей Новосибирского творческого союза учителей и лаборатории “Учитель” Российской академии образования.

Открытие Новосибирского городского педагогического лицея – это конкретный вклад в дело создания новых моделей образования, повышения эффективности образования.

Разрабатывая концепцию лицея, авторский коллектив считает, что невозможно перестроить уже существующую модель. Нельзя, находясь в старой системе взаимодействий, задавать новое содержание деятельности. Поэтому, необходимо создавать новые образовательные системы. И, чем больше бутет новых типов школ и разнообразнее будут авторские площадки, тем эффективнее будет решаться проблема образования в целом.

При проектировании той или иной системы можно идти тремя путями: во-первых, копировать и тем самым воспроизводить старую отечественную; во-вторых, выбрать и скопировать более передовую зарубежную или отечественую, а затем построить по образу и подобию; и в-третих, на основе осмысления первого и второго, а так же собстенного представления, создать новую собственную модель.

Авторы предлагаемой модели при проектировании комплекса решили выбрать третий путь. Потому что, ни одна проектируемая система не может функционировать, если ее характеристики заданы из вне, а не выращены самими субъектами этой системы.

Перечислим основные утверждения, взятые за основу концепции Новосибирского городского педагогического лицея:

-ОБРАЗОВАНИЕ рассматривается как процесс по овладению общественно значимыми видами деятельности;

-ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ направлен на организацию самой жизни, а не на подготовку к ней;

-СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОЗАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА строится не только и не столько на передаче и усвоении готового знания и опыта, а на производстве и воспроизводстве

10

их в ходе совместной деятельности.

Прежде чем перейти к описанию организационной структуры учебо-научно-производственного комплекса, отметим его основные организационные постулаты:

  • максимальное разнообразие форм и методов донесения содержания образования до лицеистов. Классы и группы формируются не только по возрасту, но и по способностям и интересам:

-демократизм в определении содержания образования, естественность в формировании набора изучаемых предметов:

а/ обязательные общеобразовательные,

б/ обязательные дисциплины профильного направления,

в/ дисциплины углубленного изучения по выбору.

г/ дополнительные дисциплины.

-максимально возможная внутренняя и внешняя автономия. Не только лицею в целом, но и каждому его структурному элементу присущи основные свойства идеальной системы:

а/ самоорганизация.

б/ самоуправление,

в/ саморазвитие.

  • функционирование лицея как открытой системы, т.е. допускается возможность возникновения новых элементов в формах и содержании образования.

-различные стуктурные элементы лицея как учебно-научно-производственного комплекса выполняют три главные функции:

а/ учебную,

6/ научо-исследовательскую.

в/ производственную.

В целом, Новосибирский городской педагогический лицей, являясь образовательным институтом, выполняет ряд важных социальных задач:

-обеспечение предпрофессиональной подготовки лицеистов в наиболее творческих областях общественной деятельности.

-поддержку инновационных процессов в сфере образования.

-формирование навыков исследовательской работы.

-философское обоснование, содержательное наполнение и организацию новых функциональных мест.

  • подготовку кадров социальных педагогов.

-осуществление идеи педагогизации общества.

11

Образование в лицее условно разделяется на три типа: -ФОРМАЛЬНОЕ – когда идет дифференцировенное деление на классы. курсы, определенные границы в пространстве и времени.

-НЕФОРМАЛЬНОЕ – группы, кружки, лаборатории, коллективные творческие дела, чередующиеся творческие поручения, не ограниченные жестко временными и пространственными рамками.

  • ИНФОРМАЛЬНОЕ – происходящее не только в лицее, но и вне его: на улице, дома, в театре и т.п., однако рефлексируемое в лицее. Усилия совместной деятельности педагогов и лицеистов направлены прежде всего на построение двух основных, тесно связанных между собой компонентов: содержания образования и педагогического процесса /формального и неформального образования/. Такое выделение условно, так как только в их единстве можно решать проблему создания условий для получения и накопления определенных культурных ценностей и для использования их при решении личных и общественных проблем.

Формирование такого социально-активного человека строится на трех равноправних видах деятельности:

а/ обучение-воспитание.

6/ производительный труд-воспитание.

в/ досуг-воспитание.

Структура педагогического лицея как комплекса включает в себя множество крупных и мелких подразделений. Центральное место занимают три крупных блока:

а/ “ШКОЛА”.

б/ “ЦЕНТР ИСКУССТВО, НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА”.

в/ “ПРОИЗВОДСТВО”.

Блок “ШКОЛА” обеспечивает общеобразовательный минимум, соответствующий объему средней общеобразовательной школы, углубленное занятие по выбору учащихся, а так же обязательные дисциплины педагогического профиля. Занятия этого блока являются составными формального типа образования.

Блок “ЦЕНТР ИСКУССТВА, НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА” способствует реализации творческих запросов и лицеистов, и педагогов в разделе “профильное направление” и “занятия по интересам”. Основная деятельность этого блока направлена на заботу,

12

на обеспечение полноценной жизнедеятельности и развития коллектива, и на создание творческой атмосферы в лицее. Занятия в основном организуются через творческие лаборатории, исследовательские группы, спецкурсы, кружки, студии, мастерские,секции, различные творческие объединения.

Третий блок “ПРОИЗВОДСТВО” ведет деятельность, направленную на заботу как “о себе”, так и “о других”. Главной задачей этого блока является создание отчуждаемого общественно значимого продукта. Основное место в этом блоке занимает педагогическое производство. Для этого используется ряд подразделений лицея.

В общей организации образовательного процесса последние два блока относятся к неформальному образованию, они жестко не ограничены временными и пространственными рамками, а так же наполняемостью групп.

Кроме трех основных блоков, существует ряд подразделений. помогающих решать образовательные задачи педагогического лицея как учебно-научно-производственного комплекса. К ним относятся: заочный курс, библиотека, начальная школа, детский сад, швейный цех, подсобное хозяйство, оздоровительный лагерь, родительская школа, семейный клуб, лаборатория системной педагогики. На сегодняшний день не все структурные подразделения лицея функционируют. Они вводятся по этапно, согласно перспективного плана развития лицея. Центральное место в организационной структуре комплекса занимает блок “ЦЕНТР”, состоящий из психолого-социологического и научно-методического центров. Основная функция этого блока заключается в контроле, анализе, програмировании и коррекции деятельности каждого структурного подразделения и всей образовательной системы в целом. Комплектация лицея учащимися осуществляется через специальный заочный курс, функционирующего от одного года до четырех лет, и организованного на основе научно обоснованных методик по выявлению творческих способностей у детей.

В педагогическом лицее обучаются юноши и девушки 9-12 классов. Окончившие 12-й класс, получают право работать по

13

специальности, полученной в процессе обучения: социальный педагог, воспитатель детского дошкольного учреждения, гувернер.

Занятия в лицее организуются без домашних заданий пясть раз в неделю продолжительностью 9-10 часов в день. Текущие отметки в лицее не выставляются по всем предметам. Выставляются только итоговые зачеты по учебним темам. Преподавание общеобразовательных предметов ведется блочно, с погружением в конкретный предмет для изучения всей темы сразу. Итоговые зачетные занятия в основном проходят в форме коллективних творческих игр или интелектуально-групповых единоборств. в ходе подготовки которых происходит активизация коллективного взаимодействия на содержательной основе конкретного учебного материала, а в ходе проведения которого происходит выявление эрудитов и коллективное признание их, благодаря чему, происходит активизация личности учащихся. Отметки выставляются при выпуске лицеистов, а так же при переводе в общеобразовательную школу.

-14

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.

Построение новой образовательной системы невозможно без изменения подходов к основам управления образовательным процессом. Поэтому возникает необходимость поиска нового содержания, структуры, форм, методов и технологий управления.

Итог любой деятельности, выполнение той или иной работы прежде всего зависят от желания и стремления сделать эту работу, другими словами, определяется мотивами, которыми субъект руководствуется в своей деятельности.

Успешный исход и высокий результат образования, в первую очередь, зависит от положительного мотивационного обоснования деятельности двух различных субъектов этого процесса: с одной стороны от желания и убежденности в необходимости хорошо учиться, приобретать положительные навыки у учащихся, с другой стороны от потребности педагогов профессионально и качественно организовывать образовательный процесс. Новая технология управления образовательным процессом, приходящая на смену административно-командной, должна основываться прежде всего на обеспечении положительных мотивов деятельности субъекта. Именно проблема мотивации деятельности в современных условиях является самой злободневной и самой неразрешенной.

Ввод в практику новой технологии управления образовательным процессом дожлен быть подкреплен реальными условиями. Во-первых, осуществление принципа свободного рынка труда: распределение и направление на работу в педагогической деятель- ности сменяется отбором кадров. Во-вторых, требование выполнять более сложную работу в свою очередь должно быть адекватно общему и профессиональному образованию работника. И в-третих, зависимость оплаты труда от количества и качества.

Следующим необходимым условием эффективности нового образования является наличие контрольно-аналитической службы. На всех уровнях управления, в любом его аспекте нельзя обойтись без контроля и анализа достигнутых результатов. Однако,

15

Вопрос заключается в том, что контролировать и как контролиро вать. По мнению коллектива лицея, контроль должен осуществляться за соблюдением философско-методологических принципов, положенных в основу програмы той или иной деятельности и за промежуточным результатом образовательного процесса.

С развитием демократических отношений в образовательном процессе усиливается значение контрольно-аналитической диагностической функции управления. Целесообразно, на наш взгляд, к реализации этой функции привлекать максимальное число участников деятельности: от педагогических работников до учащихся и их родителей в рамках отведенной компетенции. Компетентность участников контрольно-диагностической деятельности в вопросах как педагогического профессионализма, так и философско-методологических оценок различных аспектов результативности образовательного процесса – непременное условие. Обеспечить высокую компетентность возможно лишь при непрерывном и систематическом обучении участников контроля и анализа новым формам, методам, содержанию и технологии. По- этому, на наш взгляд, недопустимо участие в контроле и анализе случайных людей, различных “представителей общественности”. если они не профессионалы этого процесса. Широкое привлечение субъектов образовательного процесса к контрольно-аналитической деятельности как функции управления определяет другой критерий нового управления учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Учебно-методическая работа должна быть адекватна философско-методологическим и организационно-педагогическим принципам развития образовательной системы и направлена, прежде всего, на повышение научно-теоретического и профессионального уровня участников педагогического процесса.

Как в любой отрасли, в сфере образования одним из важнейших критериев управления является эффективность. Существующие методики в качестве конечного продукта образования определяют производительность общественного труда. И, в конечном счете, при определении социальной эффективности в качестве основного показателя потребностей в образовании считается уровень жизни.

-16-

Формализовать и стандартизовать другие показатели образова- тельного процесса и его результата значительно труднее, а иногда и невозможно. Можно ввести как показатель эффективности образовательного процесса понятие “потребность в росте”. Для учащихся это выражается в готовности и желании продолжать образование в других учебных заведениях, для педагогов это выражается потребностью в достижении высоких результатов педагогической деятельности.

И последний критерий управления образовательным процессом – это аттестация педагогических работников. Новая форма аттестации устанавливает профессиональное соответствие занимаемой должности, материально и морально стимулирует творческую деятельность, непрерывное последипломное образование педагога во всех его формах: осуществляет социальную справедливость, обеспечивая более высокую оплату за более качественную работу. Таким образом решается вопрос диференцированной заработной платы, в зависимости от профессионального мастерства и качества педагогического труда.

Профессиональную деятельность педагога предлагается оценивать по четырем критериям:

-продуктивность прямой профессиональной деятельности:

-научно-методическая активность педагога;

-результативность обеспечения педагогом своего последипломного образования;

-отзывы о деятельности педагога различных неофициальных, но заинтересованных общественных групп /учащиеся, родители, общественные организации и т.д./.

В условиях экспериментальной работы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательними являются оценки лишь первых трех оснований. Последипломное образование и научно-методическая активность предполагают участие в работе разного рода курсов, семинаров, конференций, в подготовке и защите проектов, собственных программ и учебников, написание диссертаций и т.д.

Таким образом, управление образовательным процессом в педагогическом лицее на любом уровне не может обойтись без контроля за результатом. Кроме того, хотелось бы подчеркнуть,

17

что контроль должен осуществляться именно за результатом. а не за процессом. Процесс может изучатся только тогда, когда необходимо выяснить причины слабых и негативных результатов, оказать педагогу методическую помощь или изучить систему еro работы в связи с аттестацией или распространением опыта. Необходимо иметь ввиду, что контроль не самоцель. Информация, полученная в результате контроля, должна служить основанием для проведения анализа, установления причинно-следственных связей и принятия соответствующих рекомендаций. Тогда речь необходимо вести о контрольно-аналитической диагностической службе в педагогическом лицее как структурном подразделении системы управления.

18

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА.

/ идеализация, систематизация, игра воображения /

краткие тезисы:

  1. Личность. Выявление некоторых признаков, качеств, свойств. Сравнение с понятиями “индивидуальность”, “гениальность”, “талантливость”.
  2. Наличие общения и взаимоотношений с другими людьми необходимое условие существования и развития личности. Рассмотрение динамики развития межличностных отношений / знакомые – друзья – близкие /.
  3. Коллектив как сообщество личностей. Динамика развития коллектива. Рассмотрение на основе взаимоотношений между коллективом и внешним миром, жизнедеятельности и жизнеспособности реализовыванять конкретные задачи, решать конкретные • проблемы /сообщество сотрудничество содействие /.
  4. Рассмотрение образовательной системы через призму “динамики развития коллектива”. Формальное и неформальное образование / таблица /.
  5. Неформальное образование. Механизмы нормального существования и развития коллектива. Чередование традиционных поручений основной механизм жизнеобеспечения коллектива и одновременно, методика овладения различными видами социально значимых деятельностей / профессий /. Лаборатории, кружки, объединения основной механизм разработки, обкатки и внедрения новых форм и технологий для более качественной социализации деятельности. Общий сбор механизм координации и анализа работы всей системы в целом; обмен информацией между подсистемами: зарождение новых объединений по интересам.

19

Жила была Личность на необитаемом острове, одна оденешенька. Жила она себе жила, и даже не подозревала, что она личность. Она знала, что она красивая, потому что видела свое отражение в зеркале реки, мирно плывущей здесь неподалеку. Она знала, что она трудолюбивая, потому что она сделала себе дом и искала для себя пищу, когда была голодна. Она знала, что она индивидуальная, потому что ничего похожего на себя она не встречала, хотя облазила весь остров с этой целью. Но она так ни когда и не узнала, что она личность… Да и зачем ей было знать одной? Незачем. Личность живет в мире человеческих отношений. Здесь постоянно приходится сравнивать сопоставлять себя с другими, вобщем постоянно приходится ко всему как-нибудь относиться. Грубому беглому взгляду личность предстает как неустойчивое аморфное нечто, даже определенно мнение о ней сложить не всегда удается. Она чаще всего вообще не определяема. Только когда она уходит раскрывается суть ее незаметной раньше роли, и только тогда ясно осознается потребность в ней, и не зачем-нибудь, а просто так, чтобы жила где-нибудь неподалеку.

Если подойти к человеку и неожиданно спросить: “Докажи, что ты личность.” Он, по-моему, сначала будет долго молчать, потом начнет что-то придумывать, потом начнет извиняться, мямлить и выкручиваться, но так ничего вразумительного и не скажет. Да и как можно доказать, что ты личность? Это ведь не рыцарский турнир, и не теорема какая-нибудь. Я себе ясно представляю, что бы ответил на такое предложение Христос, он бы ответил: “Не искушай”. Только сатана может задать такой вопрос, потому что личность недоказуема по одной простой причине: все доказуемое конечно, и тот, кто искусился на такое предложение и попытался доказать что он личность, не понимая этого, сам уничтожает ее в себе.

Личность не может существовать оторвано от жизни. Трудно себе представить личность не общающуюся с другими людьми. Только в общности людей может раскрыться личность. Личность – это не то, что внутри человека и никогда не вылезает, это то, что проливается из нутри на ружу, как Солнце, и принимает внешний мир в себя. Для личности как воздух необходимо общение, без него она тоскует и умирает.

20

Личность, жизнь и любовь это одного поля ягоды: все три существуют только в процессе; все три никогда до конца точно не были определены все три пытаются вырваться за пределы материального мира и претендуют на вечность и все три имеют отображение только в искусстве.

Интересно разобраться, каким образом соотносятся с личностью такие, на первый взгляд похожие, понятия, как “индивидуальность”, “талантливость”, “гениальность”? Кажется, что все они синонимы и обозначают почти одно и тоже. Но при детальном разборе видны ясные различия между ними.

Личность, как мы уже определили, является центральной фигурой в этой группе. Она не определяема до конца, ибо любое определение это здесь и сейчас, а личность живет в процессе.

Точно так же как к элементарной частице для изучения применяют принцип неопределенности, здесь тоже должен быть принят свой принцип неопределенности: приблизившись к осознанию истины с одной стороны- автоматически другое качество от познающего ускользает. Личность, как фотон: так прикинеш вроде есть. а попробуешь поймать и ничего, нет ее, только по косвенны признакам можешь знать о нём.

Индивидуальность это внешнее проявление личности, это те качества, которые отличают человека от других людей. Индивидуальность это то, что люди могут сказать об этом человеке хорошего, чему есть название.

Гениальность и талантливость это качества личности, которые человек сам сумел утвердить своим трудом, что он сумел сам сказать о себе, что тоже получило название. Обычно эти качества соединяются не с самим человеком, а с его занятием: гениальный… ученый, талантливый писатель, значит это яркое проявление личностных качеств в какой-то социальной творческой сфере деятельности.

И индивидуальность, и талант, и гениальность все они ищут признания в обществе, и финалом трудов их является всенародное признание и терновый венок славы. Но настроение толпы переменчиво и завтра ты из гения переходишь в разряд опаснейших врагов и злодеев. Поэтому гениев обычно признают после смерти: и спо- койней, и народ не баламутит, и ничего лишнего не выкинет.

21-

Личность все таки не от мира сего, рассуждать о ней очень.. трудно, но, так как мы определили, что личность не может сущ ествовать без общения с людьми, то можно воспользоваться этим утверждением, тем более, что общение более материально и по- нятно. Поэтому. легче будет вести дальнейшие рассуждения, рас- сматривая межличностные отношения в динамике развития общения.

ЛЕСТНИЦА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ.

близкие (взаимно съ друзья (взаимная работа)

знакомство (взаимный интерес)

Первая ступень называется взаимный интерес. Она носит чисто информационный характер. Всегда, первое время после знакомства, общения между людьми строится на рассказах о себе, о каких-то интересных событиях из своей жизни. Они представляют друг для друга знаки / знакомые /. 0 личных качествах друг друга они знают очень немного: первое впечатление о человеке, рассказы о своей жизни, ну еще сама ситуация, в которой они познакомились. В основном, все общение идет о прошлой жизни. Они находят какие-то общие интересы, увлечения, похожие события; какие-то моменты, интересные для одного, что их сближает. Общие точки соприкосновения, темы для разговора, взаимный интерес, первые представления о личных качествах вот все, что возможно получить из общения о прошлой жизни.

Вторая ступень называется взаимная работа. Общение на этом уровне направлено на настоящее. Разговор по поводу произходящих событий, совместных произшествий, поступков. “Почему я так отреагировал на его поступок?”, “Почему ты так сделал в данной ситуации?”, “Что бы произошло, если бы я поступил по-другому?”

Можно назвать этот уровень выяснением отношений: как относиться

22

к нему настоящему, а не прошлому, когда кажется, что он каждый день меняется. Здесь уже не словесный разговор, а разговор действий, поступков: переживаний и эмоций по поводу этох поступков. Потому он и называется “взаимная работа”, что это уже не общение о прошлом, а о настоящем: где ты и он, и вре- мени на обдумывание и трезвую оценку очень мало, тем более, что ты сам в этих событиях участвуешь, и, значит, уже объективно и трезво оценивать не можешь. Он уже для тебя не объект, не знак, тебе приходится с ним считаться, как с самим собой, сопоставлять свои желания с его. На этом уровне приходится учиться терпению, уважению, и заботе. Можно назвать это дружескими отношениями. В ходе этого уровня, оформляются представление о внутренних качествах личности, мнение о которых ты сам добываешь из своих собственных переживаний. Способность сообща реагировать в различных событиях, хорошо понимать друг друга, распределение “обязанностей” в общении с окружающими, основанное на личных качествах вот результат прохождения второй ступени.

Третья ступень называется взаимное творчество. Общение на этом уровне направлено на построение будущего. Осмысление окружающего мира, пересмотр своего мировоззрения вот основное содержание общения этого уровня. Сравнивание, сопоставление своего совместного мира отношений с миром окружающим. Произходит в какой-то степени творение своего мира, этот мир отношений мало объективен, он между нами, но благодаря ему возможна оценка внешнего мира, личная оценка, возможно личное отношение к миру. Что такое любовь, что такое дружба, предста вления о добре и зле вот основные темы разговоров этого уровня. Здесь он уже выступает как ближний.

Можно рассмотреть эту же лестницу развития в применении к коллективу: его взаимоотношения с внешним миром, его жизнедея- тельности и жизнеспособности реализовывать конкретные задачи.

23

ЛЕСТНИЦА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА.

(Содействие Соткрытая)

сотрудничествo (эргогическая)

Coodyear lo (закрытая система)

Первая ступень может быть переименованна в сообщество. Для нормальной жизнедеятельности такому коллективу необходим руководитель, который распределяет обязанности, ставит задачи, контролирует ход выполнения, поощряет отличившихся. Здесь всегда отношения начальника и подчиненного основанные на функциональных обязанностях заданных из вне. Это закрытая система сильно зависящая от внешних условий, основанная на авторитарной иерархии. Скорость распространения информации как показатель развитости системы, очень низкая, в следстие слабых межличностных связей.

Вторая ступень может быть переименованна в сотрудничество. Этот коллектив обладает способностью к самоорганизации. Для нормальной жизнедеятельности такому коллективу необходимо внешнее озадачивание, проблематизация и предложенный инструментарий / формы и средства / для выполнения поставленной задачи. Здесь функциональные обязанности создаются и распределяются самими субъектами деятельности. Это эрготическая система, обменивающаяся с внешним миром энергией: информация, озадачивание из вне: реализация задачи отчуждаемый продукт наружу. Скорость распространения информации, как показатель развитости системы, более высокий, в следствие налаживания субъект субъектных отношений, как непременного условия существования самоорганизованной системы.

Третья ступень может быть переименована в содействие.

Этот коллектив обладает способностью и к самоорганизации, и к саморазвитию. Внутренняя мотивация коллектива необходимое условие нормальной жезнедеятельности. Внешнее нежелательное воздействие минимально. Основная деятельность направлена на построение полноценной жизни и на общение с внешним миром. Это

24

открытая система, обменивающаяся с внешним миром энергией и веществом: обмен собственными знаниями, приобретенными в ходе жизнедеятельности, и интеграция с другими системами для расширения жизненного пространства и осуществления внутренней мотивации. Скорость распространения информации, как показатель развитости системи, очень высокий, в следствие наличия межличностных отношений, поэтому, у такой системы наблюдается большая потребность в саморазрушении / максимальная степень различенности между субъектами системы, что в реальности проявляется как внутренняя потребность субъектов в новом общении вне старой системы / расширение жизненного пространства/. Теперь попробуем перенести лесницу развития на систему образования. Под системой образования можно понимать создание благоприятных условий для процесса налаживания отношений с внешним миром. Под благоприятными условиями можно понимать разнообразные методические, технологические, методологические, оргдеятельностные формы организации развития коллектива. Под процессом налаживания отношений с внешним миром можно понимать процесс накопления багажа объективных знаний в ходе пассивного знакомства с прошлым мира-личности: процесс овладения различными социальными ролями и, одновременно, создания собственного опыта и осмысления объективных знаний в ходе деятельного отношения к миру настоящего: процесс развития внутренней мотивации деятель ности и, одновременно, созидания собственной жизни и осмысление накопленного багажа социальных ролей в ходе со-бытийного личнос- тного отношения к миру будущего. От сюда можно выделить две ос- новные задачи образовательной системы:

ПЕРВАЯ. предоставить воспитаннику максимальное разнообразие форм образовательного процесса, которые можно условно разделить на формальное, неформальное и информальное. Из которых воспитаннику можно выбирать: или все, или что-то, или только обязательный образовательный минимум.

ВТОРАЯ. создать внешние условия благоприятности для возникновения рефлексии по поводу накопленных объективных знаний и самопознания по поводу накопленного собственного опыта.

Деление сферы образования на формальное, неформальное и инФормальное с одной стороны очень условно, так как они составляют единое целое любого познавательного процесса /будь то

25

обучение игры на гитаре или изучение физики, а с другой стороны оно сравнительно жесткое, так как подразумевает деление по содержанию: на обязательные общеобразовательные, обязательные по желанию и занятия по интересам / здесь скрыто, по моему мнению, большое противоречие, возникающее при переходе от идеализации к технологии, которое необходимо всегда иметь ввиду.

Необходимо ввести одно жесточайшее правило:

МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ВСЕХ СФЕР ОБРАЗОВАНИЯ, И МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

/замечу, не постоянная, а по ходу жизни, по ходу развития коллек тива, ведь интеграция адекватна скорости распространения информации системы, что является показателем степени развития системы/

26

СТЕПЕНО ВАКРЫТАЯ СИСТЕМА В РАЗВИТОКТА

разделение по висту

деятельность по передаче и усвоению готовых объективных знаний и опита

Сферы Обсаговон

ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-

Разделе Flo cogep- жанию

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

  • ЭРГОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

деятельность направленная на создание собственного опыта в ходе овладения социальных ролей.

  • НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НАУЧНЫЙ ОПЫТ ЭТИЧЕСКИЙ, ЭСТЕТИЧЕСКИЙ. ФИЛОСОФСКИЙ опыт ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕМОКРА- тический опыт

РАЗДЕЛЕ НИЕ ПО ФОРМЕ

ОТНОЩЕ ния

بينون субъект

88

функца- скер..

ОСНОВНАЯ ФОРМА – УРОК / накопление информации ЗАЧЕТ И ЭКЗАМЕН формы контроля за каче- ством усвоения информации

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕ- ния

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УЧЕНИК

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ОСНОВНАЯ ФОРМА КОЛЛЕК ТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО ЧЕРЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИОН НОГО ПОРУЧЕНИЯ И ОБЪЕ ДИНЕНИЯ, КЛУБЫ по инте- ресам, ОБЩИЙ СБОР

СУБЪЕКТ СУБЬЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ СОВЕТ ЛЕЛА ОБЩИЙ СБОР

КЛАСНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕЛИНЕНИЯ

27

1.

НАСТОЯЩЕЕ

БУДУЩЕЕ.

ВНЕШНИЕ СВОЙСТВА

КАЧЕСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ВНУТРЕННЯЯ -СУШНОСТЬ-

ОБЪЕКТИВНАЯ –РЕАЛЬНОСТЬ

ТВОРЯШАЯСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬность

БЫТИЕ

СЛОВА ФОРМУЛЫ

ПОЭТИЧЕСКАЯ – мысль

ЭМОЦИОНАЛЬНЧЕ -ПЕРЕЖИВАНИЯ

НАУКА

ФИЛОСОФИЯ

РЕЛИГИЯ

СИСТЕМНАЯ ТАБЛИЦА. “ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО”. отображение в сознательной человеческой мыследеятельности, к миру и человеку /общение/, в сферах бразовательного обр / его в отноше процесса, в степени развития коллектива, как системи / 2. 3 6 9. 8. 8 иинәт 5

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

СОЕДИНЕНИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ слоев

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

РОЛИТЕЛЬ

ВЗРОСЛЫЙ..

РЕБЕНОК

ВЗАИМНОРЫЙ — ИНТЕРЕС-

СУБЪЕКТ – ОБЬЕКТНЕ

ВЗАИМНАЯ — РАБОТА

ВЗАИМНОЕ ТВОРЧЕСТВО-

СУБЪЕКТ СУБЬКТНЫЕ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ПЕРЕДАЧА – УСВОЕНИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

САМОПОЗНАНИЕ себя, как мира через внеш

10.

ФОРМАЛЬНОЕ.

НЕФОРМАЛЬНОЕ

ИНФОРМАЛЬНОЕ.

11.

ЗАКРЫТАЯ

ЭРГОТИЧЕСКАЯ

ОТКРЫТАЯ

28

  1. познание вещей / мира, человека, изучаемого предмета /.
  2. Жизненное пространство жение в сознании. представления о мире. отобра-
  3. Способы отображения в сознании.
  4. Человеческая мыследеятельность, изучающая различные стороны мира через отображения в сознании.
  5. Свойства сознания и его условное деление 8. Утверждения
  6. строящиеся на результатах последних открытий в психоло-

гии.

8.8 Межличностные отношения. Лестница развития общения.

  1. Образовательный процесс. Основные виды взаимодействия.
  2. Условное технологическое деление сферы образования.
  3. Реальное объективное деление сферы образования в зави- симости от степени развития коллектива и педагогов, и воспитанников и по типу управления.

29

ЛИТЕРАТУРА:

/ используемая в ходе работы над дипломом /

  1. И.П. Иванов “Педагогика жизни” / рукопись /
  2. М.К. Мамардашвили “Классические и неклассические идеалы рациональности” Тбилиси: Мецниереба, 1984 г.
  3. Ричард Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” Новосибирск, 1989 г.
  4. Николай Бердяев “Философия свободы. Смысл творчества” Москва: Правда, 1989 г. / серия “Из истории отечествен- ной философской мысли”/
  5. Николай Бердяев “О назначении человека”

Москва: Республика, 1993 г. / серия “Библиотека этической мысли” /

  1. Николай Бердяев “Смысл истории” Москва: Мысль, 1990 г.
  2. М.К. Мамардашвили “Формы и содержание мышления” Москва: Высшая школа, 1968 г.
  3. Игорь Петрович Иванов “Энциклопедия коллективных творческих дел” Москва: Педагогика, 1989 г.
  4. Фридрих Ницше “Утренняя заря” / мысли о моральных предрассудках / Свердловск: Воля, 1991 г.
  5. В.В. Розанов “Апокалипсис наших дней” Москва: 1990 г.
  6. Михаил Булгаков “Собачье сердце”, “Роковые яйца”
  7. Смирнов СА “Философия. Образование. Культура.” Новосибирск, 1990 г.
  8. Смирнов СА “Ролевое педагогическое взаимодействие” / учебное пособие / Новосибирск: 1991 г.
  9. Перспективные модели образования. Тезисы республиканской научно-практической конферен- ции / 24-26 февраля 1993 г. / Новосибирск: 1993 г.
  10. Методологические проблемы теории и практики образования. / Материалы методологической секции к республиканской научно-проктической конференции “Перспективные модели образования” / Новосибирск: 1993 г.
  11. Концепция Новосибирского городского педагогического лицея / рукопись /.

30-

  1. Ильин И.А. “Творческая идея нашего будущего” Новосибирск: Русский архив, 1991 г.
  2. Сухомлинский В.А. “Методика воспитания коллектива” Москва: Просвещение, 1981 г.
  3. Сухомлинский В.А. “Потребность человека в человеке” Москва: Сов. Россия, 1978 г.
  4. Сухомлинский В.А. “Разговор с молодым директором” Москва: Просвещение, 1982 г.
  5. Макаренко А.С. “Коллектив и воспитание личности” Москва: Педагогика, 1972 г.
  6. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 5-ти томах. том 1 “Педагогическая поэма” том 2 – “Флаги на башнях”
    Москва: 1971 г.
  7. Януш Корчак “Как любить ребенка” Москва: Политиздат, 1990 г.
  8. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах. “Годы исканий” Москва: 1962 г.
  9. Педагогический поиск Москва: 1988 г.
  10. Педагогика сотрудничества / под ред. Тимченко / Москва: 1990 г.
Вернуться к новостям