НОВОСИБИРСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Главная > Архив > Интервью > Кирилл Фролов: «Никаких разногласий между Чаплиным и патриархом Кириллом нет» (26.12.15)

Новый глава церковного отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ должен «растождествить» себя с либералами, считает православный эксперт Кирилл Фролов

В пятницу, 25 декабря, в Краснодаре прошла встреча с российским публицистом, лидером «Ассоциации православных экспертов» и заведующим отделом в Институте стран СНГ Кириллом Фроловым. Перед мероприятием эксперт рассказал «Русской планете» о том, что ждет Украинскую церковь, кто выполняет роль США в православном мире и почему протоиерей Всеволод Чаплин покинул свой пост на самом деле.
– Кирилл Александрович, вы несколько лет заведовали отделом Украины и Крыма в Институте стран СНГ, исследовали общественные, в том числе религиозные, процессы на Украине. Сегодня многие церковные процессы там активизировались, Киевский патриархат собирается объединяться с Украинской автокефальной православной церковью (две религиозные структуры, действующие на Украине параллельно с Московским патриархатом. — Примеч. авт.).

– После встречи главы СБУ Украины с главой Киевского патриархата Филаретом Денисенко начался новый виток борьбы с православием, произошли известные события в ровенском селе Птича, были попытки захвата Киево-Печерской лавры, Десятинного монастыря, Почаевской лавры. Если храм в Птичах падет, раскольники пойдут вперед, но православные в селе Птича не сдаются, он встал грудью за свои святыни. Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) понимает, что с киевским режимом, целью которого является полное искоренение православного русского самосознания, наследия святого князя Владимира, не договориться, остается только говорить правду. Поэтому митрополит Павел сделал исповедническое заявление о том, что русские и украинцы один народ — русский.

– На ваш экспертный взгляд, насколько вероятно слияние двух не признанных мировым православием структур — Киевского патриархата и УАПЦ в Украине?

 – УАПЦ под Киевский патриархат никогда не пойдет. Что касается вопроса о возможном признании Киевского патриархата константинопольским патриархом Варфоломеем… Фанар (исторический район в Стамбуле, где находится резиденция патриарха Варфоломея. — Примеч. авт.) пытается репетировать Всеправославный собор будущего года, на котором попробует протолкнуть папистские замашки, в том числе на право утверждать автономии и автокефалии на канонической территории других поместных церквей. Речь идет, в том числе, о попытке устроить переворот в Чехословацкой православной церкви и низложить законного митрополита Ростислава.

В этом отношении примечательно решение, принятое на последнем заседании Синода Московской патриархии, о канонизации на Архиерейском соборе в феврале 2016 года выдающегося иерарха XX века архиепископа Серафима (Соболева). Это решение – болезненный удар по Фанару, так как владыка Серафим был последовательным и жестким противником объединения с католиками и ереси восточного папизма, в его труде «Русская идеология» доказывается законное лидерство в православном мире именно Московского патриархата. Эта канонизация нанесет мощнейший удар по амбициям Константинопольской патриархии, а история с чехословацким митрополитом Ростиславом отпугнет от Фанара другие поместные церкви.

– По-вашему выходит, что сегодня Фанар открыто выполняет роль США в православном мире, добиваясь защиты «своих внутренних интересов во всем мире»?

– Константинопольский патриархат сегодня зависит от США и ведет себя, как эта страна и стал для православных поместных церквей аналогом США. Канонизация архиепископа Серафима (Соболева) станет нашим мощным ответом США в лице Константинопольского патриархата.

– Вы еще в середине 2000-х говорили о вероятном возвращении Крыма в состав России. На ваш взгляд, почему это произошло именно в марте 2014 года, а не, например, во время первого майдана?

– Исторические события происходят в момент истины. Крым оказался перед лицом своего уничтожения. Если бы он не восстал, то киевская хунта устроила бы геноцид, передав власть крымско-татарским экстремистам. Как мы видим, Эрдоган и США им бы помогли, началась бы резня. Отпали последние иллюзии, у России не было иного пути, кроме как поддержать русских в Крыму.

–Московская история с протестами жителей против строительства храмов активно повторяется в Краснодарском крае. Анапа, станица Северская, Ейск, Новороссийск — везде по тем или иным причинам выступают храмоборцы. На ваш взгляд, это действительно искренние выступления?

– Нет никаких искренних выступлений. Это никакие не «местные жители», они одновременно выдаются за «местных жителей» всех районов Москвы и Краснодарского края. На Кубани за подобными акциями стоят те, кто организовывает истерику по поводу «дачи патриарха Кирилла» под Геленджиком. Официально заявляю: никакой «дачи патриарха» нет, под Геленджиком расположен административный центр РПЦ, где происходят заседания Синодов. Попытки организации акций протеста против строительства собора на Малой земле — откровенное кощунство, потому что нужно молиться о погибших при обороне этого плацдарма воинов, а не бороться против храма. Храмоборочество — это важная частьидеологической подрывной работы, направленная против базовых ценностей, прежде всего православия.

– Епархиальная реформа, начавшаяся несколько лет назад, предполагала близость епископов к приходам на местах. На ваш взгляд, удалось этого достичь?

– Митрополичья реформа Святейшего патриарха Кирилла — выдающееся достижение, в числе новых архиереев немало действительно выдающихся людей. Например, епископ Североморский Митрофан (Баданин) многие годы сам служил на Северном флоте, демобилизовался капитаном второго ранга. Епископ Горноалтайский Каллистрат (Романенко) активно участвовал в строительстве храма Троицы — патриаршего подворья в Антарктиде, дважды зимовал на антарктической станции «Беллинсгаузен». Но реформа обязательно должна быть продолжена, появления кафедр ждут такие древние города, как Суздаль, Ростов, костромской Галич, митрополия должна появиться в шахтерском краю Коми, Воркуте, противостоять поднявшему голову неоязычеству в республике Марий Эл, укрепить православие в Осетии, создание Сочинской епархии ускорит решение проблемы православия в соседней Абхазии.

– Каково ваше отношение к увольнению с поста председателя синодального отдела по связям с общественностью протоиерея Всеволода Чаплина? Нужен ли церкви, как заявил отец Всеволод, «критический диалог с властью»?

– Уверен: никаких разногласий между отцом Всеволодом и Святейшим патриархом Кириллом не существует, просто произошла византийская рокировка: отец Всеволод переведен с поста официального спикера на место неофициальное, патриарх намеренно развязал ему этим руки, чтобы тот мог «напалмом жечь» по обозначенным темам. Прежде всего, речь идет о пятой и шестой колоннах в России, национал-предателях, украинском вопросе. Как и президент Владимир Путин, патриарх Кирилл действует в системе международного права и ограничен в высказываниях, перестав быть официальным должностным лицом, протоиерей Всеволод Чаплин сможет выступать более открыто. В пользу моего предположения свидетельствует то, что на этом же заседании Синода принято решение о канонизации архиепископа Серафима (Соболева) — это открытый вызов Константинополю и США, а также общецерковной канонизации священномученика Максима Сандовича, духовного лидера Русской народной республики лемков — Новороссии начала XX века на территории Карпатской Руси.

Критические замечания отца Всеволода я расцениваю не как выпад против патриарха Кирилла, а как некое пожелание своему преемнику Владимиру Легойде по созданию эффективной системы церковно-общественного движения. Очень важно, чтобы Легойда не ассоциировался с победой антироссийских либералов, в том числе Кураева и Чапнина (недавно отстраненный от должности ответственный редактор «Журнала Московской патриархии». — Примеч.авт.), связывающих отставку отца Всеволода с его правильными заявлениями о «священной войне» в Сирии за святыни христианства и, в том числе, ценности традиционного ислама.

– На ваш взгляд, Легойда услышал этот посыл? Ведь сложно припомнить его яркие и вызвавшие общественный резонанс, как у того же протоиерея Чаплина, высказывания.

– Назначение Владимира Легойды подтверждает мое предположение о том, что отец Всеволод освобожден от официальной должности, чтобы говорить то, что не позволено официальным лицам. Такова логика: системные должности занимают хорошие функционеры, а не яркие харизматики. Условно говоря, Сергей Иванов не должен быть ярче Владимира Путина. И это нормально. Но Иванов должен выстроить эффективную систему внутренней политики. Также Легойда не должен быть ярче патриарха, но он обязан выстроить эффективную церковно-общественную систему и «растождествить» себя с либералами.

Источник: Русская Планета