28 марта редакция Русской народной линии выступила с тревожной статьей «Церковь и Патриарха принуждают закрыть храмы», в которой указывала на растущее давление на Святейшего Патриарха Кирилла и архиереев с требованием закрыть храмы, якобы могущие, по мнению атеистов во власти, стать источниками распространения коронавируса.
Не касаясь духовной стороны вопроса, столь непонятной для неверующих чиновников, считаю возможным донести до их сведения некоторую информацию, объясняющую с материалистической точки зрения, почему ни от икон, ни от Распятия, ни от причастия, ни в самих храмах нельзя заразиться.
Современные люди почему-то уверены, что их предки были поголовно невежественными, и средства борьбы с инфекционными эпидемиями, коих за прошедшие века было немало, в нашем «просвещённом» XXI веке не могут быть эффективными. Но это – большое заблуждение, вызванное оторванностью от природы и привычкой уповать на «всемогущую» таблетку, которая как раз-то частенько не только не способна победить болезнь, но и наносит немалый вред организму, ослабляя его собственные защитные силы.
Сегодня, как мы видим, никаких специальных таблеток пока ещё не придумали, и мы вынуждены заниматься лишь «самоизоляцией», которая в очень скором времени скажется и на экономике страны в целом, и на нашем собственном кармане, в частности. Других же методов защиты от новоиспечённой заразы для широкого применения нам не предложили. В то же время, обратившись к истории пандемий, унесших несколько миллионов жизней (одна только эпидемия «Черной смерти», пришедшая из Китая в XIV веке, убила более двух миллионов средневековых европейцев), можно увидеть, что они существовали, и довольно неплохо помогали. Методы эти – окуривание помещений благовониями или дымом ароматических (по-другому, эфирных) масел. Среди них наиболее действенными считались (и считаются до сих пор) масла лаванды, чайного дерева, гвоздики, шалфея, можжевельника, майорана и некоторых других.
Возможно, кто-то помнит строку из Псалма 50: «Окропишимя иссопом и очищуся…», но не знает о том, что это ароматическое растение, как и его масло, обладает противовирусным действием и издавна использовалось при лечении заболеваний верхних дыхательных путей и кашля.
Ладан также известен как мощное антибактериальное, антисептическое средство, применяемое при инфекционных заболеваниях легких. Окуривание (каждение) храма во время богослужения имеет не только символическое значение. Дым ладана уничтожает инфекцию, создает крепкий барьер против ее проникновения в дыхательные пути присутствующих в храме людей. Священнослужители проходят по периметру всего храма несколько раз за службу, специально останавливаясь перед иконами. Таким образом они дезинфицируют рамы и стекла икон, к которым прикладываются прихожане.
Теперь несколько слов о серебряных чашечках, в которые наливают теплоту (воду, слегка разбавленную вином) после причастия. Также с древнейших времен известно о бактерицидных свойствах серебра. Его ионы препятствуют кислородному питанию клеток бактерий и вирусов, останавливая их размножение и нарушая жизнедеятельность.
Кроме того, само красное вино, используемое при причастии, также обладает антибактериальными свойствами. В старину воины во время похода добавляли его в воду, взятую из источника, как обеззараживающее средство.
Таким образом, даже с сугубо материалистической точки зрения, храмы не могут стать источниками распространения инфекции. Поэтому требования их закрытия не имеют под собой основания. Они возникают не только из-за неверия отдельных представителей власти, но и по причине их медицинского невежества и узости кругозора.
Через неделю православный народ России будет отмечать Благовещение Пресвятой Богородицы. Остается надеяться на то, что у чиновников все же хватит благоразумия не создавать людям ненужные проблемы в этот святой для них день.
Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, Новосибирск