РЕВНИТЕЛЬ РУССКОГО ЕДИНСТВА
Своим служением Патриарх Кирилл последовательно отстаивает важность единства Русского мира и единения светской и духовной властей.
У каждого в жизни есть исторические даты, с которыми мы связываем те или иные вехи нашей жизни. “Помнится, это было еще до войны”, – увы, можно услышать все реже и реже; куда чаще свою жизнь сейчас разделяют на “до и после перестройки”, “еще в советские годы”, “до развала Союза” или “до кризиса”. Лично же для меня очень важна дата, положившая начало новой эпохе в жизни как Русской Церкви, так и государства российского: 17 мая 2007 года. Едва ли она уже вошла в школьные учебники истории, но именно в этот весенний день в Москве в храме Христа Спасителя приснопамятные Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении РПЦЗ и Московского Патриархата.
Это событие, на которое тогда собралось несколько тысяч верующих из целого ряда стран русского рассеяния, поставило жирную точку в гражданском противостоянии, начавшемся в 1917 году. И хотя даже после воссоединения Русской Церкви остались те, кто из “необелогвардейских” (либо, напротив, “православно-сталинистских”) политических воззрений активно пытаются перенести русское разделение XX столетия в век XXI, факт остается фактом: русские православные люди получили возможность причащаться от одной Чаши в единой Церкви.
В том историческом событии несколько в тени Первоиерархов того времени до сих пор остаются два человека. Президент России Владимир Путин, инициировавший процесс воссоединения в ходе встречи с предстоятелем РПЦЗ митрополитом Лавром в Нью-Йорке в 2003 году. И отмечающий сегодня 7-летие своего предстоятельского служения святейший Патриарх Кирилл (на тот момент – митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата), чья роль в подготовке воссоединения была ключевой. Так, в светских СМИ митрополита Кирилла неслучайно тогда именовали “главным идеологом воссоединения”.
Не секрет, именно будущий Патриарх еще задолго до самой процедуры восстановления единства Церкви неоднократно с искренней болью говорил о русском разделении и возможных путях его исцеления. Причем упоминая не только 70-летний раздор между Русской Православной Церковью и Церковью Зарубежной, но и старообрядческий раскол, насчитывающий три с половиной столетия. Понятно, что последний исцелить намного сложнее – уж слишком много спорных вопросов накопилось за прошедшие века. Завершить же гражданскую войну между православными (условно “белыми” и столь же условно “красными”) оказалось вполне осуществимым. Тем более что сам митрополит Кирилл еще с начала 70-х годов прошлого века прекрасно знал жизнь православной русской диаспоры в дальнем зарубежье (более того, был лично знаком со многими эмигрантскими деятелями и клириками РПЦЗ).
Глава ОВЦС задолго до 2007 года сделал все, чтобы подготовить почву для церковного воссоединения. Так, именно митрополит Кирилл стал одним из инициаторов создания и заместителем главы Всемирного русского народного собора – своего рода интеллектуального центра, заложившего основы идеологии русского единства. Ключевой была и его роль в разработке Основ социальной концепции Русской Православной Церкви – важнейшего документа, разбивающего домыслы ряда зарубежных деятелей о “сервильности” Московского Патриархата по отношению к любой, даже богоборческой власти.
И вместе с тем митрополит Кирилл уже в то время активно налаживал такие отношения между Церковью и государством, которые были бы максимально приближены к идеалу церковно-государственного взаимодействия, в Византии именовавшемуся “симфонией властей”. Сегодня либеральные публицисты очень любят представлять эти, пока еще только конструктивные, а не подлинно симфонические отношения в виде некоего “встраивания” Церкви в государственную систему. Но если взглянуть беспристрастно, то можно заметить, что нашим либеральным деятелям просто категорически не нравится сама социальная активность Церкви, ее вовлечение в образовательную деятельность, окормление православных военнослужащих и даже (невероятно, но факт!) церковное благотворительное служение. А ведь все перечисленное представляется особенно важным в условиях нынешнего экономического кризиса, когда именно Церковь является главным печальником за тех, кому сегодня тяжелее всего. И это, очевидно, не так называемый креативный класс столицы и крупнейших городов, от которого наиболее часто можно услышать отнюдь не богатые глубокой рефлексией антицерковные суждения.
Важно отметить, что Патриарх Кирилл и в октябре 1993 года, когда в России едва не началась очередная гражданская война (и именно глава ОВЦС делал все, чтобы избежать кровавой развязки конфликта двух ветвей российской власти), и сегодня последовательно выступал и выступает именно за сохранение русского единства. К слову, это касается и самого болезненного для всех нас “украинского вопроса”. Так, концепция надэтнического и надгосударственного Русского мира Предстоятелем Русской Церкви всегда утверждалась не как “российская экспансия”, но как проект духовной и культурной интеграции всех народов, вышедших из купели равноапостольного князя Владимира:
“Несмотря на то, что одно упоминание Русского мира уже стало на Украине, в рамках действующей политической доктрины, почти преступлением, мы будем продолжать – тихо, спокойно, но настойчиво – свидетельствовать об этой правде. О правде киевской купели Крещения, о создании нашими предками целой восточнославянской цивилизации, которую мы называем Русским миром”, – не без горечи, но с абсолютной уверенностью в правоте своего дела заявил в одной из недавних проповедей Патриарх Кирилл.
Ничуть не меньше заботят Предстоятеля Русской Церкви и сегодняшние внутрироссийские социальные разделения. Так, буквально на днях Патриарх Кирилл достаточно жестко высказался в адрес нашего чиновничества, фактически провозглашающего “приоритет прав бюрократа над правами человека”. А также в отношении тех людей, обладающих большими средствами, которые заботятся не о ближних, а о “числе лошадиных сил под капотом и количестве этажей в особняках”. Несомненно, все это также вызвано заботой Предстоятеля о русском единстве, одним из главных препятствий к достижению которого является социальная несправедливость, а соответственно, разобщенность.
Ну а то, что в последние годы со стороны наших “западных партнеров” и симпатизирующих им отечественных либеральных СМИ все чаще звучит критика в адрес Церкви и ее Предстоятеля, – не так уж и плохо. Для нас, русских православных людей, это должно быть своего рода “знаком качества”. Ведь как не раз говорил сам Патриарх Кирилл, приводя в пример свою любимую восточную мудрость: “Камни кидают только в то дерево, которое несет плоды”.
Михаил Тюренков,
Источник: Царьград