НОВОСИБИРСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Главная > Архив > Вечное Слово > Артур Скляр: «Получается так, что человек любых убеждений, принесший бабушке апельсинов в больницу, даже конченный атеист, ближе к Богу и дороже для Бога, чем любой религиозный деятель, умеющий складно молиться, но не замечающей чужой беды.» (07.05.21)

Несколько дурацких мыслей бессонной ночи . Моя любимая в последнее время телега — мысль о зловредности религиозности . Тыщу раз писал эту мысль , собирая богатый урожай драных тапок и гнилых помидоров от своих православных братьев и сестёр , но почему-то не устаю транслировать эту мысль. Жду тапки и помидоры .

Религиозность — объективное зло . Не абсолютное зло , а объективное зло . Абсолютного зла , сатанинского зла в нашей жизни крайне мало , большинство злых явлений и дел — плоды детерминированности , опосредованности . В это число входит и религиозность .
Религиозность имеет глубоко языческие корни , религиозность — хтоническое явление , доисторическое явление . Религиозность — детский садик человечества . Корни религиозности — беспомощность и детское инфантильное потребительское мышление . Беспомощность перед силами природы , зависимость от стихий , инфантильность ребёнка — я попрошу , произнесу магическое заклинание , исполню ритуал , и буду защищён от напасти .
В этом плане секуляризация общества — положительное явление . Религиозность как институциональная необходимость отходит на второй план . С развитием науки и техники , а главным образом медицины , человек становится более самостоятелен и независим , а как следствие — менее религиозен . Чем меньше человек зависим , чем более самостоятелен , тем больше ответственности он может на себя взять . И тогда Бог из объективной необходимости становится личной необходимостью , а это , на мой взгляд , хорошо . Очень хорошо . Если искать в существовании человека какие-то смыслы , какую-то божественную педагогику , то они именно в воспитании ответственности . Для меня уже давно не существует проблемы теодицеи , и именно по этой причине . Никогда не спрашивай у Бога «за что» , всегда спрашивай у Бога «зачем» . Если сразу не понимаешь , то потом поймёшь , и если не в этой жизни , то в той . И так проблема теодицеи умирает сама собой , и тебе уже не надо ломать голову , почему маленькие дети умирают , почему страдают невинные , почему приходит цунами и уносит 200 000 жизней за одну минуту . Тебе уже не надо задавать Богу раздражённые вопросы , ты начинаешь принимать дела в таком виде , в каком они есть . Яснее от этого ничего не становится , но ты перестаёшь париться , ты перестаёшь задавать Богу бессмысленные вопросы , на которые , собственно , Он ответил нам 5000 лет назад — «Мои мысли не ваши мысли , Мои пути не ваши пути» .
Предупреждая выпады дураков , поспешу сказать — я вовсе не против религиозной культуры . Я тыщу раз говорил — убери с русской земли колокольный звон , и я первый застрелюсь . Но в этом свете религиозная культура приобретает совсем другое звучание , она из магических ритуалов , униженных просьб и подобострастных восхвалений превращается в символику зацикленного времени , становится голосом вечности .
Секуляризация жизни беспокоит религиозных людей . Это понятно . Это опять языческое понимание жизни . Им кажется , что если бы все пошли в храм и дружно попросили , то всё было бы иначе , то всё бы как-то наладилось . Но история человечества противоречит таким убеждениям . Творец всё же против такого расклада , Творец говорит нам — Я посылаю дождь одинаково на верующих и неверующих , солнце встаёт одинаково и для праведного и для неправедного , разводов среди венчанных ровно столько же , сколько у невенчанных . Бог говорит нам — Я нерелигиозен , Христос говорит нам — Я нерелигиозен . Создай храм внутри себя , говорит Бог . Будь сам Моим храмом . Не спеши на византийские театральные костюмированные представления с переодеваниями , которыми являются наши Литургии , пусть вся твоя жизнь будет Литургией , иначе все твои воскресные упражнения в храме будут бессмысленны . Не кричи Мне «Господи , Господи» , говорит Христос , лучше посети Меня в темнице , в больнице , подай Мне стакан воды . Получается так , что человек любых убеждений , принесший бабушке апельсинов в больницу , даже конченный атеист , ближе к Богу и дороже для Бога , чем любой религиозный деятель , умеющий складно молиться , но не замечающей чужой беды .
Христос предлагал всегда и во всём искать золотую середину , идти царским путём . Апостол сформулировал это так — «и это делайте , и то не забывайте» . Наши предки говорили совсем уж понятно -«Бог не в брёвнах , а в рёбрах» . Это , конечно , не значит , что надо взрывать храмы , как было в России во время самоубийства нашей нации , или устраивать в храмах бассейны , как делает сейчас старушка Европа , или проводить религиозные собрания на стадионах , как принято в наглой Америке , но мне кажется , поискать золотую середину надо и нам . Где-то мы её потеряли . Наша современная религиозность опять стала языческой . В самом понятии язычества я не вижу ничего дурного , древнеславянское «язык» означало «народ» , но народная вера независимо от религиозной её парадигмы — это детство человечества , а Бог говорит — взрослейте , ребята .

Источник