Галина Пырх: Доклад озвученный на круглом столе приуроченном к общероссийской акции “Марш Жизни”. (01.06.23)
В истории феминизма исследователи «женского вопроса» выделяют три «волны», не считая протофеминизма, который развивался благодаря трудам философов XVI – XVIII вв.
Первая волна стала «подниматься» с конца XVIII – середины XIX вв. и продолжала расти вплоть до начала XX-го. В этот период главным требованием было предоставление прекрасному полу избирательных и имущественных прав.

Вторая «волна», как можно догадаться, приходится на 1960-е годы. С этого времени начинается активная политизация феминистского движения. В ход идет прием, использовавшийся потом неоднократно – для политизации субкультуры гомосексуалистов (Стоунволлское восстание, англ. Stonewallriots; 1969 г.) и для повышения политической активности движения «чайлдфри» (в 1990-е годы – в начале «третьей волны», и в настоящее время): нагнетание в обществе атмосферы протеста против дискриминации по какому-либо признаку (пола, сексуальной ориентации, отношения к деторождению).
Одной из ключевых фигур движения за женское равноправие в середине прошлого века была французская писательница, философ, идеолог современного феминизма Симона де Бовуар (фр. Simone de Beauvoir; 1908 – 1986 гг.). Эта примечательная личность достойна того, чтобы остановиться на ее жизни и творчестве более подробно.
Мадам де Бовуар, как ее предшественница эпохи Возрождения, ради ученых занятий и по «идейным» соображениям осталась незамужней и бездетной. Но, в отличие от Изотты, в которой, по словам ее современника, поэта Джованни Марио Филельфо, не было «ни пятнышка, ни дефекта», обладавшей «целомудренным телом, неиспорченным сердцем», Симона всю жизнь поддерживала любовную связь с Жан-Полем Сартром, а также со многими другими любовниками и любовницами.
В 1949 году она написала книгу-эссе «Второй пол» (фр. Le deuxième sexe), которая стала «настольной» для ученых феминисток и исследовательниц «гендерных проблем» середины XX – начала XXI вв. и оказала огромное влияние на продвижение идей феминизма на государственном уровне во многих странах, включая Францию, Швецию, Нидерланды, США, Россию и др.
Я не стану полностью пересказывать сочинение мадам де Бовуар, внесенное Католической Церковью в Индекс запрещенных книг. Но для того, чтобы читатели смогли понять логику автора и оценить то влияние, которое эта книга оказала на умы женщин, одержимых идеей равенства, позволю себе несколько цитат о воспитании детей, а также о самой проблеме мужского и женского равноправия.
Кому как не им лучше всего знать историю движения за женское равноправие, поэтому давайте предоставим слово основоположнику исторической феминологии и гендерной истории в советской и российской науке, историку, антропологу, доктору исторических наук, профессору, зав. сектором этногендерных исследований Института этнологии и антропологии РАН, президенту Российской ассоциации исследователей женской истории (РАИЖИ) Наталье Пушкаревой. Заранее прошу прощения у читателей за последующие пространные цитаты, но без этого в нашем исследовании не обойтись.
Феминизмы различаются географически (американский, европейский, третьего мира, постсоветский и постсоциалистический), этнически (феминизм «белых», «черных» и «цветных»), конфессионально (христианский, формирующийся исламский), по методам и направленности действий (экофеминизм, пацифистский, сепаратистский), по идеологии (либеральный, социалистический и марксистский, радикальный), по принадлежности к направлениям в философии и психологии (модернистский, основанный на концепции социального конструирования; постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический), по сексуальной ориентации и индентичности приверженцев (лесбийский, садомазохистский, а также объединяющий всех непризнанных обществом индивидов нетрадиционной сексуальной ориентации квир-феминизм). На рубеже 20–21 вв. в США можно было найти представителей почти всех течений, в Британии и Австралии более распространен социалистический феминизм, во Франции – постмодернистский.
Либеральный феминизм, Марксистский и социалистический феминизм. Радикальный феминизм. Для радикалок характерно обсуждение таких сюжетов как мужская монополия в культуре и знании, половая дискриминация в повседневной, в особенности – в сексуальной жизни. Государство для радикальных феминисток – инструмент контроля прежде всего за женской сексуальностью, мужчины – социальная группа, вынуждающая женскую сексуальность к постоянному обслуживанию своих нужд и желаний (поэтому радикальные феминистки критикуют законы об абортах, ограничении использования контрацептивов, стерилизации, указы против однополых, особенно – лесбийских семей как «антиженские»).
Лесбиянство у радикалок – признак внутреннего отрицания патриархатных форм сексуальности, путь переосмысления последней. При всех «перекосах», именно радикальный феминизм, более чем другие направления феминизма, внес вклад в современную культуру, породив феминистское искусство и феминистскую философию, «заставил женщин гордиться своим полом» (Дж. Грант). Показав, как женское тело и сексуальность подавляются и используются при патриархате, радикальный феминизм вынес на общественное обсуждение ранее запретные темы – сексуальных домогательств, домашнего насилия, женского сексуального удовольствия. Радикальный феминизм критикуется и слева, и справа за евроцентризм, претензию на универсализм (попытки найти и описать вневременной и внекультурный общий женский социальный опыт), за эссенциализм и романтизм, которые способствуют распространению стереотипного представления о биологическом неравенстве полов, традиционного понимания мужественности и женственности, хотя и считает женственность и ее составляющие базисом социальных отношений будущего).
Психоаналитический феминизм возник в конце 20 в. До этого апелляция к бессознательному, характерная для психоанализа, считалась в феминизме инструментом утверждения женской подчиненности.
Постмодернистский феминизм
1950-1955 гг. – средний уровень рождаемости в мире составлял 5 детей на одну женщину. Для сравнения: через 50 лет, в 2000-2005 гг., этот показатель составит 2,65 ребенка на одну женщину.
СССР – с августа 1954 года прекращено преследование за аборты, а с ноября 1955 года — вновь разрешены свободные аборты, проводимые по желанию женщины исключительно в медицинских учреждениях, что привело к значительному росту числа абортов. Статистика абортов в СССР была засекречена и обнародована лишь в конце 1980-х годов. СССР занимал одно из первых мест в мире по количеству абортов на число рожденных детей. Пик числа абортов пришелся на 1965 год — 5,6 млн абортов, что было максимальным за всю историю России.
1956 Франция – организуется Движение за планирование семьи, нацеленное на борьбу с законом 1920 г. о запрете на продажу контрацептивов.
Середина 1960-х гг. США, Европа – неофициальное начало «сексуальной революции».
1967 СССР – получение права женщинам в случае развода претендовать на выплату алиментов в размере 25% от заработка супруга.
1968 СССР – приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье». Согласно этому документу женщины получали право на оплаченные отпуски по беременности и родам, а также пособия на детей матерям-одиночкам и разведенным женщинам.
«Впервые в истории советского законодательства этот документ говорил не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их “правах”, и подчеркнуто акцентировал такие понятия как “счастливое материнство и детство”, “поощрение материнства” и т.п. Документ настаивал на том, что “советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни”. Специальная, третья, статья заявляла о “равноправии женщины и мужчины в семейных отношениях”. Между тем, эта статья вступала в определенное противоречие с пунктом четвертым статьи первой, где говорилось об особой, “всемерной охране интересов матери и детей”, а также со статьей пятой, посвященной более детальной расшифровке этого положения. В этой статье государственная помощь семье трактовалась как помощь “женщине-матери”».
С. Айвазова Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. – Очерк 2. Свобода и равенство советских женщин
http://www.owl.ru/win/books/rw/o2_1.htm
1978 США – создан Женский центр исследования историй насилия в отношении женщин.
1989 ООН – 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В настоящее время она подписана 193-мя странами. Не подписали ее только Соединенные Штаты Америки и Сомали. Правительство США мотивирует отказ подписания документа тем, что не может гарантировать его стопроцентное и повсеместное выполнение. А отказ Сомали в комментариях не нуждается. Советский Союз подписал Конвенцию в 1990 году без каких-то комментариев и ограничений. В России Конвенция о правах ребенка имеет статус закона.
1989 США – известной американской феминисткой, открытой лесбиянкой Шарлоттой Банч (англ. CharlotteBunch; 1944 г.) на базе крупнейшего государственного Университета Рутгерса создан Центр глобального лидерства женщин (Center for Women’s Global Leadership. CWGL; Нью-Джерси).
CWGL является научным центром, который проводит исследования, а также сотрудничает с неправительственными организациями (ЭКОСОС). Центр имеет специальный консультативный статус в ООН, где занимается CWGL works to develop and facilitate women‘s leadership worldwide not only for women‘s human rights, but also for international social justice. [ 6 ] [ 10 ] развитием программ женского лидерства во всем мире и обеспечением прав женщин в рамках общих прав человека. CWGL придает особое значение таким проблемам как Violence against womenнасилие в отношении женщин; сексуальное и репродуктивное здоровье; социально-экономическое благополучие женщин.
В настоящее время Центр With its new Executive Director in place, the Center is continuing with programmatic work on ending violence against women, protecting women human rights defenders , and encouraging UN reform with a new body to monitor the realization of women‘s human rights.продолжает свою программную работу по искоренению насилия в отношении женщин, защите их прав, а также по подготовке реформы ООН в новый орган по контролю за осуществлением прав женщин. Кроме того, Центр оказывает влияние на макроэкономическую политику. В дополнение к этим целям CWGL охватывает два различных направления в научных кругах в RutgersUniversity. Центр является подразделением Международной программы в рамках Школы искусств и наук.
CWGL играет уникальную роль, способствуя распространению женского лидерства в глобальном масштабе. The CWGL is also a member of the Institute for Women‘s Leadership (IWL), [ 24 ] a consortium of eight women‘s programs at Rutgers University created to study and promote how and why women lead, and to develop programs that prepare women of all ages to lead effectively. [ 25 ]CWGL также является членом Института лидерства женщин (IW). At the United Nations , CWGL plays a major role at various UN meetings addressing the implementation of commitments from world conferences including the Vienna Conference (1993) , Cairo Hearing on Reproductive Health and Human Rights, Copenhagen Hearing on Economic Justice and Women‘s Human Rights, and Beijing Conference , in particular at the UN Commission on the Status of Women , the UN Human Rights Council , and at the reviews of these UN World Conferences. [ 26 ]В Организации Объединенных Наций CWGL играет важную роль на различных заседаниях ООН. В частности, в комиссиях ООН по положению женщин и по правам человека, посвященных выполнению членами ООН обязательств, принятых на себя на всемирных конференциях, в том числе Венской конференции (1993 г.), Каирских слушаниях по репродуктивному здоровью и правам человека, Копенгагенских слушаниях по экономической справедливости и правам человека – правам женщин, Пекинской конференции.
30 июня 2010 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция о создании «ООН-Женщины» (UNWomen), официальное название – Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин ( UnitedNationsEntityforGenderEqualityandtheEmpowermentofWomen; дата официального начала деятельности – январь 2011 года). Бывший (2006-2010 гг.) и ныне действующий (с 2014 г.) президент Чили Вероника Мишель Бачелет Херия (исп.Verónica Michelle Bachelet Jeria; 1951 г.) стала ее первым исполнительным директором. С июля 2013 года структуру возглавляет бывший вице-президент ЮАР Фумзиле Мламбо-Нгкука(зулу Phumzile Mlambo-Ngcuka; англ. PhumzileMlambo–Ngcuka; 1955 г.).
AswithUNIFEMpreviously, UNWomenisamemberoftheUnited Nations Development Group . [ 3 ] Как и ЮНИФЕМ ранее, «ООН-Женщины» является членом Группы Организации Объединенных Наций по вопросам развития. http://www.rci.rutgers.edu/~cwgl/humanright
1991 СССР – начиная с середины года,смертность в стране впервые за последнее столетие стала превышать рождаемость.
В году при поддержке Правительства РФ создана Общероссийская общественная организация содействия охране репродуктивного здоровья граждан «Российская ассоциация «Народонаселение и Развитие» (РАНиР).
Ее задачи:
- содействие обеспечению репродуктивных прав, охране репродуктивного здоровья населения, в первую очередь молодежи;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны репродуктивного здоровья граждан, а также пропаганда здорового образа жизни;
- содействие внедрению современных методов контрацепции для профилактики непланируемых беременностей и абортов, для снижения уровня материнской смертности, для рождения желанных и здоровых детей;
- содействие повышению уровня знаний населения по вопросам репродуктивного и полового здоровья и прав, профилактики непланируемой беременности, инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ и СПИДа;
- содействие повышению уровня знаний в области ОРЗиП медицинских, педагогических, социальных работников, а также представителей администрации территорий, ответственных за решение вопросов охраны здоровья, оказания помощи семье и реализации социальной политики.
http://www.ranir.ru/about/
В этом же году начала свою работу Общероссийская общественная организация Российская ассоциация «Планирование семьи» (ООО РАПС). Официально организация была зарегистрирована 29 мая 1996 года.
Приоритетными видами деятельности организации являются: проведение семинаров, тренингов (обучение); разработка и выпуск печатной продукции; проведение исследований; работа с добровольцами; развитие Интернет-ресурсов; разработка и проведение информационных кампаний; поддержка людей, живущих с ВИЧ/СПИД (в том числе группы само и взаимопомощи); адвокация; правозащитная деятельность в контексте ВИЧ/СПИД.
За прошедшее время были выпущены информационные материалы:
- журнал “Планирование семьи” (ежегодно, для специалистов в сфере охраны репродуктивного здоровья);
- буклет ” Поговорим об этом” (для молодежи от 15 лет);
- буклет “Внутриматочная контрацепция” (для женщин репродуктивного возраста);
- буклет “Что такое планирование семьи” ( для широкой аудитории);
- буклет “Гормональные противозачаточные таблетки”(для женщин репродуктивного возраста);
- буклет “Срочная контрацепция” (для женщин репродуктивного возраста);
- факт-карты “ВИЧ очень опасен, но его можно избежать”; “Что такое репродуктивные права”; “Ответственное родительство. Желанные дети”; “О правах несовершеннолетних”; “Инфекции, передаваемые половым путем”; “Репродуктивное здоровье молодежи” (для широкой аудитории);
- совместные заявления “Распространение ВИЧ-инфекции в РФ”; “Алкоголизм и репродуктивные проблемы в РФ”; “Сегодня ситуация с репродуктивным здоровьем подростков и молодежи в России критическая” (для широкой аудитории);
- позиционные бумаги: “Наркомания – угроза будущему России”; “Отказные дети”; “О проблеме аборта в РФ”;
- стратегический план РАПС и промо буклет “15-летие РАПС”
http://hivorg.mednet.ru/open/group_detailes.php?gr_id=505
О деятельности РАПС и РАНиР, признанных в 2015 году Минюстом России иностранными агентами, в частности, говорится:
«Используя технологии, отработанные на густонаселенных странах Третьего мира, сотрудники РАПС выстроили целую сеть взаимоотношений с регионами, открыли сотни филиалов по стране. РАПС/РАНиР входят в международные структуры, проводящие политику сокращения рождаемости через внедрение услуг по “планированию семьи”. Наиболее весомой и влиятельной организацией, покровительствующей РАПС, была Международная Федерация Планирования семьи МФПС (IPPF, International Planned Parenthood Federation), членом которой, собственно, и была РАПС».
http://www.ansobor.ru/news.php?news_id=5854
1993 ООН – 20 декабря Генеральной ассамблеей принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин.
В частности, документ определял значение самого термина «насилие в отношении женщин» и его виды:
Ст. 1. Для целей настоящей Декларации термин «насилие в отношении женщин» означает любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.
Ст. 2. Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:
а) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;
b) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в обществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домогательство и запугивание на работе, в учебных заведениях и в других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции;
с) физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попустительстве государства, где бы оно ни происходило.
С. 4. Государства должны осудить насилие в отношении женщин и не должны ссылаться ни на какие обычаи, традиции или религиозные мотивы для уклонения от выполнения своих обязательств в отношении его искоренения.
…i) принимать все необходимые меры, особенно в области образования, в целях изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин и искоренения предрассудков, обычаев и другой практики, основанных на идеях неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных представлениях о роли мужчин и женщин…
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/violence.shtml
В 1993 году в России суммарный коэффициент рождаемости составил 1,385‰.
К концу ХХ века рождаемость в России достигла рекордно низкой отметки. Число родившихся упало до 1,2 млн. в год, коэффициент суммарной рождаемости – до 1,17‰, а нетто-коэффициент воспроизводства населения – до 0,551. Это означает, что каждое поколение родителей при современном режиме рождаемости воспроизводит себя в детях чуть более чем наполовину.
http://rybakovsky.ru/demografia6a4.html
1994 ООН – Генеральной ассамблеей объявлен Годом семьи.
1994 Россия – родились 1 млн 420 тысяч человек, умерли 2 млн 300 тысяч человек.
http://referatplus.ru/geografi/1_geo_10_0008.php
В этом же году была разработана и принята Федеральная (Президентская) программа «Дети России». Один из разделов назывался «Планирование семьи» и был посвящен профилактике абортов, продвижению противозачаточных препаратов. Кроме того, предполагалась апробация и внедрение современной системы полового образования и воспитания подростков в общеобразовательных школах. В 1994 в разных регионах России было открыто 214 центров по планированию семьи.
C 1999 года по настоящее время Женская информационная сеть осуществляет программу под общим названием “Женщины и лоббирование”, которая в разное время поддерживалась Британским Советом, МИД Великобритании, Вестминстерским фондом за демократию.
В проекте участвуют представительницы женских общественных организаций 15 регионов Российской Федерации: Астрахани, Архангельска, Дубны, Екатеринбурга, Иркутска, Москвы, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Пскова, Самары, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада (Московская обл.), Тосно (Ленинградская обл.), Уфы, Челябинска.
В основу программы заложены просветительская работа и гендерное обучение женщин-кандидатов, представителей законодательной и исполнительной власти для реального понимания положения женщин и лоббирования “женских вопросов” через включение в программные платформы политиков.
http://ecsocman.hse.ru/text/20783176/
Конец 1990-х – настоящее время – ведется работа по легитимации и распространению гендерного образования.
В ряде ведущих вузов страны введены учебные курсы по гендерной тематике: в МГУ, РГГУ, в Европейском университете и в Педагогическом университете им. Герцена в Санкт-Петербурге, в Высшей школе экономики в Москве, в Ивановском, Тверском, Петрозаводском, Новосибирском университетах, Уральском техническом университете и др. В некоторых из этих университетов, а также в Петербургском Институте языка и культуры, Ярославском педагогическом университете ведутся систематические исследования в области женской истории.
Вернуться к СМИ о нас