НОВОСИБИРСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Главная > Архив > Новости > Анна Швабауэр: “Законопроекты о QR-кодах угрожают национальной безопасности России” (11.12.21)

Кандидат юридических наук, член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи. Занимается научно-экспертной и законопроектной деятельностью

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ЗАКОНОПРОЕКТЫ О QR-КОДАХ

Швабауэр А.В., кандидат юридических наук, член экспертно-консультативного совета по семейному праву Совета Федерации 12 ноября 2021 года в Государственную Думу Российской Федерации внесены проекты федеральных законов № 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее – законопроект № 17357-81) и № 173588 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – законопроект № 17358-82). Согласно законопроекту № 17357-8 «При введении по решению Президента Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в случае угрозы распространения новой коронавирусной инфекции органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают гражданам возможность посещения мест проведения массовых и других мероприятий, организаций культуры, общественного питания, розничной торговли (за исключением организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, аптечных организаций) и иных расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов, перечень которых определяется решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), только при предъявлении гражданином документации, выданной по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, подтверждающей проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции или наличие медицинских противопоказаний к проведению такой прививки либо подтверждающей, что гражданин перенес заболевание, вызванное этой инфекцией (далее также – документация), а также документа, удостоверяющего личность» (проектируемый п. 1 ст. 31.1 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52)). Согласно проектируемому п. 2 ст. 31.1 ФЗ № 52 «Документация, указанная в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, содержит двухмерный штриховой код (QR-код)». Иными словами, доступ граждан в объекты розничной торговли, общественного питания, в организации культуры и любые иные объекты, перечень которых определяется на уровне региона, возможен только в случае предъявлении QR-кода, при проверке которого подтверждается факт (1) вакцинации от COVID-19, или (2) перенесенного заболевания, или (3) наличия медицинских противопоказаний к проведению прививки. При этом полномочия по установлению срока действия QR-кодов по законопроекту № 17357-8 передаются Министерству здравоохранения, на подзаконный уровень (проектируемый п. 3 ст. 35 ФЗ № 52). Законопроект распространяется на совершеннолетних лиц (проектируемый п. 4 ст. 31.1. ФЗ № 52). Аналогичные условия для доступа на железнодорожный и воздушный транспорт предусматривает законопроект № 17358-8: – «продажа билета и посадка на борт воздушного судна осуществляется при предъявлении пассажиром, достигшим возраста восемнадцати лет, документации, 1 https://sozd.duma.gov.ru/bill/17357-8 2 https://sozd.duma.gov.ru/bill/17358-8

предусмотренной статьей 31.1 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения». В случае непредъявления документации перевозчик обязан отказать пассажиру в заключении договора воздушной перевозки пассажира или в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки. …» (проектируемый п. 7 ст. 107 Воздушного кодекса РФ). – «Продажа проездного документа (билета) и посадка в поезд дальнего следования осуществляется при предъявлении гражданином, достигшим возраста 18 лет, документации, предусмотренной статьей 31.1 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения». … В случае непредъявления документации перевозчик обязан отказать пассажиру в заключении договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом общего пользования или в одностороннем порядке расторгнуть указанный договор. …» (проектируемая ст. 93.1 Устава железнодорожного транспорта РФ). Указанные законопроекты грубо нарушают Конституцию РФ, международные документы о правах человека, противоречат Стратегии национальной безопасности. 1. Нарушение конституционных прав граждан. Законопроектами №№ 17357-8, 17358-8 создается основа для лишения части конституционных прав граждан, у которых отсутствует предусмотренная законопроектами документация с QR-кодом (далее – QR-код). Ст. 27 Конституции РФ провозглашает: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Но граждане, не имеющие QR-кода, не смогут передвигаться на самолетах, железнодорожным транспортом, не смогут посещать магазины, учреждения культуры, общественного питания, иные объекты (перечень которых будет установлен региональными органами власти). Таким образом, законопроекты в нарушение ст. 27 Конституции легализуют отмену свободы передвижения граждан без QR-кодов. Ст. 37 Конституции РФ провозглашает: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду» (ч. 1), «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации …» (ч. 3). Ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) также постулирует: «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы». Согласно ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) «участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права». Запреты, устанавливаемые законопроектами, позволяют лишить граждан, не имеющих QR-код, возможности осуществлять свое право на труд, а значит, лишают их доступа к средствам существования. Региональная практика в этом направлении начала складываться, происходит отстранение от работы граждан, не имеющих QR-кодов3. Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ «Каждый имеет право на образование»; по ч. 3 ст. 43 Конституции РФ «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее 3 https://www.kommersant.ru/doc/5089775; https://ura.news/news/1052519208; https://www.law.ru/news/30132kompanii-mogut-ne-puskat-na-rabotu-sotrudnikov-bez-qr-koda

образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на образование. … Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Между тем положения законопроектов дают основания для лишения граждан, не имеющих QR-код, возможности осуществлять свое право на образование (начиная с 18 лет). Практика ряда ВУЗов в этом направлении уже складывается4, несмотря на то, что в отношении некоторых ВУЗов принимаются меры прокурорского реагирования в связи с незаконным введением ограничений5. Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая … медицинский уход …, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…». Между тем, законопроекты позволяют лишить граждан доступа к медицинской помощи путем запрета входа в соответствующие объекты здравоохранения в отсутствие QR-кодов. И соответствующая противозаконная практика в регионах уже появилась6. Согласно ст. 33 Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично … в государственные органы и органы местного самоуправления». В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Между тем законопроекты дают основу для лишения граждан, не имеющих QR-кодов, права на обращение в госорганы, на защиту в суде. Соответствующая практика в регионах начала появляться7. Ч. 2 ст. 44 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Согласно ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на участие в культурной жизни» (подп. «а» п. 1). Между тем, люди без QR-кодов по обсуждаемым законопроектам в России могут быть лишены доступа к учреждениям культуры и на мероприятия в указанной сфере8. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». По ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Согласие – это по своему смыслу свободно выражаемое волеизъявление, никак не принуждение. Однако система QR-кодов предусматривает размещение персональных данных о заболевании, медицинском вмешательстве, медицинских противопоказаниях, которые являются врачебной тайной, в интернет-портал госуслуг. Ст. ст. 23, 24 Конституции РФ грубо нарушаются, поскольку граждан фактически принуждают к регистрации на интернет-портале 4 https://tass.ru/obschestvo/12873539, https://mipt.ru/news/fiztekh_perekhodit_v_rezhim_covid_free_instruktsiya_po_primeneniyu 5 https://veved.ru/eburg/news/life/169138-rektor-uralskogo-vuza-pozhalovalsja-sverdlovskomu-zamgubernatora-naprotest-prokuratury-o-qr-kodah.html 6 https://spb.tsargrad.tv/news/zhiteljam-lenoblasti-otkazyvajut-v-prieme-v-poliklinike-bez-qr-koda_445680 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4700202109090003?index=1&rangeSize=1 7 https://newdaynews.ru/ekaterinburg/739925.html 8 Такая практика уже появляется в регионах : https://spb.mk.ru/social/2021/10/19/qrkodom-po-posetitelyam-kuda-vpeterburge-nelzya-budet-popast-bez-sertifikata.html

Источник: https://regnum.ru/news/society/3448597.html

https://ouzs.ru/news/yuridicheskoe-zaklyuchenie-na-zakonoproekty-o-qr-kodakh/